Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 апреля 2014 г.
  4. № 13 (6456) (02.04.2014)

Что скажут севастопольцы?

02 апреля 2014

Документальный фильм Никиты Михалкова «Лёгкое дыхание Ивана Бунина» вызвал некоторое недоумение.

Вообще телевидение сейчас воспринимается особым образом. На фоне происходящих украинских событий, в контексте присоединения Крыма к России, практически всё, что показывают по телевизору, вступает в конфликт с реальностью, зрительским ощущением текущего момента. Сериал, юмор, рекламный ролик выглядят несуразицей. Что же тут говорить о публицистическом высказывании, которое за последние две недели, кажется, устарело на два десятилетия.

Этот документальный фильм выдающегося режиссёра – именно публицистика, попытка задать важнейшие для судьбы России вопросы и даже на часть из них ответить. Общий пафос произведения: любая революция – зло. Доказывается этот тезис на основе цитат из «Окаянных дней» и своих комментариев к ним. Кроме того, Михалков делится впечатлениями о дне сегодняшнем, выходит на обобщения, апеллирует к авторитетным для него фигурам – Ивану Ильину, Петру Столыпину. Так у зрителя постепенно складывается представление о взглядах Никиты Сергеевича. Если кратко (с неизбежной для конспекта степенью вульгарности): это взгляд белогвардейца, предводителя дворянства, прихожанина Русской зарубежной церкви. Автор называет Октябрьскую революцию переворотом, он за традиционные ценности, за сильное государство.

Обращение к «Окаянным дням», по мнению Михалкова, позволит осознать, как хрупок мир – один миг, и государство может исчезнуть. Никита Сергеевич напоминает, что дневники писателя были долгое время под строжайшим запретом и напечатали их только в перестройку. От себя добавим – в рамках обширной пропагандистской кампании по уничтожению государства СССР.

Зачитывая отрывки из дневника Ивана Бунина, Михалков доказывает, что Российская империя была прекрасной сильной страной, большевики её вероломно разрушили, хотя «никакой неизбежности русской революции не было, ибо, несмотря на все недостатки, Россия цвела, росла, со сказочной быстротой развивалась…». Вот тут как раз и вспоминается Бунин, только не «Окаянные дни», а «Суходол», «Деревня» – в качестве обоснования неизбежности революции. Начинаешь представлять, как Никита Сергеевич читает оттуда – талантливо, прочувственно – да хоть вот про такое житьё-бытьё: «Господи боже, что за край! Чернозём на полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей, – ест же этот хлеб досыта сто человек во всём городе…» Или вот это прочесть бы с выражением: «Бывало, в голодный год, выйдем мы, подмастерья, на Чёрную Слободу, а там этих приституток – видимо-невидимо. И голодные, шкуры, преголодные! Дашь ей полхунта хлеба за всю работу, а она и сожрёт его весь под тобой...».

Ужасы революции автор иллюстрирует хроникой голода (кажется, той же, что используют в пропагандистских фильмах о «голодоморе»). А чтобы перебросить мостик в сегодняшний день, зрителям предлагают сюжет о путешествии Никиты Сергеевича по Волге. На палубе – велотренажёр, на велотренажёре – Михалков. Крутит педали, оглядывая замусоренные берега, на которых тёмный народ слушает «Ксюшу – юбочку из плюша». За кадром звучат рассуждения, что всё-таки нет в народе созидательного начала.

Ещё зрителю предлагают виды современного сельского запустения, разрушенные коровники, ржавеющую советскую уборочную технику. Автор с горечью восклицает о незасеянных землях. И даже как-то неловко напоминать про убитые колхозы, основанные на русской традиции общинного хозяйствования, а заодно про Столыпина, эту самую сельскую общину уничтожавшего своими реформами…

Глядя этот фильм, всё время почему-то думаешь: а что про него скажут севастопольцы? На экране всё время мелькает Ленин в зловещем дьявольском контексте, а ведь у них там под боком, на Украине, памятники Ильичу один за другим валят бандеровцы. Сомневаешься, к примеру, и что Иван Ильин станет для севастопольцев столь же однозначной фигурой, каким его представляет автор. Всё-таки революция в Крыму (интересно, Михалков сомневается, что это была революция?) победила с антифашистскими лозунгами. Вряд ли крымчане смогут принять полностью наследие «великого русского философа»: «Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчёркиваются его врагами…»

Ильин, Бунин ненавидели большевиков, марксизм, Советы, у них были на то свои причины – их лишили Родины. И в этой своей лютой ненависти они часто теряли не только здравый смысл, но и лицо. Режиссёр солидарен со своими кумирами в отношении к большевикам. Но, спасибо Никите Сергеевичу, он всё же, отталкиваясь от судьбы Бунина, делает очень правильное замечание: «Мне кажется, чрезвычайно важно сегодня поговорить о том, какую Россию потеряли наши дети – огромную мощь страны, целостный организм, который включал в себя невероятное количество разных народов, религий – органичный евразийский механизм существовал в течение достаточно долгого времени…» Речь о Советском Союзе, если кто не понял. Мысль о том, что «чрезвычайно важно поговорить», сопровождается нарезкой хроники из 60–70-х годов. Комбайны, рабочие, заводы, космос… Правда, в шестидесятиминутном фильме данной теме уделено только 45 секунд экранного времени. Что называется – поговорили…

В своём фильме Никита Сергеевич вполне резонно критикует либеральную интеллигенцию, которая и раньше, и сейчас не знает, не понимает своего народа. Однако, кажется, что и сам автор народ свой совсем не знает, не чувствует.

Народ уже давно переварил и белых, и красных, всех понял, многих простил. Власовцев и бандеровцев не простит никогда. Народ, в отличие от интеллигенции, уже давно воспринимает историю страны в её целостности. Единый учебник истории народом уже давно создан, он существует в его сознании прочной системой ценностей, где Российская империя и Советский Союз не являются антиподами. Поэтому народ звереет, когда сносят памятник Ленину или памятник Кутузову. Народ лучше интеллектуалов с образованцами разобрался в значимости тех или иных исторических фигур, наполнил каждого своим символическим смыслом, создал свой пантеон, свою мифологическую систему. Народ не продаст и Сталина, но понимает и принимает боль эмигрантов первой волны, потому что на себе прочувствовал, даже никуда не выезжая, что такое потеря Родины.


Тэги: Иван Бунин Никита Михалков
Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Михалков назвал Хаматову и Петрушевскую монстрами

    28.08.2022
  • Поэзия цирка

    10.01.2022
  • Стартовал главный отечественный кинофестиваль

    23.04.2021
  • Иллюзия возвращения

    03.11.2020
  • Модерность последнего классика

    30.10.2020
  • Не для меня

    90 голосов
  • Эпос Никиты Михалкова

    66 голосов
  • Стыд вместо гордости

    52 голосов
  • Больше чем разочарование

    52 голосов
  • Знавший себе цену

    48 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS