Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 апреля 2020 г.
  4. № 13 (6731) (01.04.2020)
Телеведение

Зараза

Коронавирус встряхнул человечество

01 апреля 2020
Анна Попова в программе «Познер»

Чума во времена Бокаччо делала безлюдными города, Пушкин три месяца провёл в карантине, пока холера свирепствовала в России, Булгаков в Гражданскую не смог уехать в эмиграцию, так как заболел тифом... COVID-19 вовсе не так страшен – Акунин уехал и сообщает, что его коронавирус похож на «паршивый затяжной грипп», но жизнь на планете остановилась, такого единовременного всемирного испуга не было никогда.

 

 

 

Доверие вызывали?

Поначалу полицейские, палками загоняющие праздно шатающихся индийцев в карантины, взъерошенный Борис Джонсон, уповавший на то, что как-нибудь всё утрясётся, и заболевший сам, не воспринимались всерьёз, но кадры с умирающими стариками в коридорах итальянских и испанских больниц и статистика смертей потрясали. Стало по-настоящему страшно, и юмористическое отношение, транслируемое некоторыми телеведущими, сменилось лихорадочным интересом к вирусу и всему, что с ним связано.

И тут главным стал вопрос доверия. Все что-то говорят на телевидении, радио и ютьюб-каналах, но кого из них слушать, кому верить? Сразу отсекаются паникёры и эксперты, которые изобличают, скажем, из Лондона или Бостона, не местные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей жизни на чужбине, а российские нравы, люто ненавидимые изначально. Этим обличителям, давно работающим «на удалёнке», сейчас не позавидуешь, рушится фундаментальная ценность их бытия: сияющий град на холме, где ничего не может случиться. Случилось.

Эксперты, врачи, специалисты в области вирусологии, которых никогда не баловали вниманием СМИ, ныне стали главными героями, комментаторами и прогнозистами. Им хайпа и рейтинга не надо, они дорожат репутацией.

Среди экспертов хочется выделить главного санитарного врача России Анну Попову, которая была гостем программы «Познер». Вопросы звучали разные, подчас каверзные: о нас, о пандемии; контекст – тревожный, но Попова была очень спокойна, говорила толково, исчерпывающе. На один из финальных вопросов (про счастье) она ответила: «Оно в моём детстве, в детстве моих детей, а теперь – внуков». И прозвучало это, как показалось, искренно. Ей хотелось верить: у нас такого кошмара, как в Италии–Испании, не будет. И Познер был какой-то другой, видимо, тяжелая ситуация в США, Франции и других странах, которые дороги Владимиру Владимировичу, повлияла и на него. Про Россию он говорил не «эта», а «наша страна», искренно интересуясь тем, как мы преодолеем беду.

Телевидению для рейтинга нужны скандалы, импозантные люди, «взрывающие» эфир, а сейчас, на карантине, напротив, важен тот, кто квалифицированно успокоит, кто вселит уверенность, что мы, как и раньше бывало с разнообразными пандемиями, и эту преодолеем. Если все вместе, как один, побудем пару недель порознь.

Абсолютно фальшивым и вредным на этом фоне показался последний выпуск шоу для взрослых (поскольку его показывают, когда дети спят) «Голос. Дети». И раньше не нравилось исполнение малолетками взрослых, да ещё англоязычных песен, лицемерие наставников с их обнимашками, а также жестокость конкурсов на выбывание – отвергнутые шестилетки, еле сдерживая слёзы, благодарили Первый канал (как их выдрессировал Юрий Аксюта!). Не забыты также скандалы с награждением дочки Алсу и отца Агутина («Голос. 60+»), но к ним прибавилось ещё кое-что. Только что Розенбаум убеждал с экрана соблюдать правила карантина, а тут полный зал народа. Да, эфир был в записи, но на сообщение об этом многие не обратили внимание и назавтра, вдохновлённые бесшабашностью Первого, двинулись в парки на карантинные шашлыки.

 16-Г Пэлтроу.jpg

Гвинет Пэлтроу – в «Заражении»

Кто виноват?

Самой популярной кинолентой марта в Сети стало «Заражение» («Contagion», 2011) знаменитого оскароносца, отца всех «друзей Оушена» Стивена Содерберга, фильм о пандемии, в котором, как пишут в Сети, «всё-всё предсказано, начиная с зарождения вируса в Китае». На самом деле эта лента создана через два года после эпидемии свиного гриппа и основана на событиях, сильно затронувших США. Россия же этого «свинства» почти не почувствовала, вирус коснулся лишь некоторых наших областей, а в мире он унёс жизней почти столько же, сколько сейчас зафиксировано смертей от коронавируса

В масштабной, профессионально снятой ленте об ужасах заражения и героической борьбе американских вирусологов с этой заразой были заняты оскароносцы Мэтт Дэймон, Кейт Уинслет и другие звёзды Голливуда. Фильм действительно очень полезный, свиной грипп схож с нынешним вирусом, а их симптомы, виды распространения и меры предохранения представлены очень доходчиво. Непонятно только, почему создатели фильма перенесли «родину» этого гриппа в Китай – в фильме очень убедительно показано, как свиньи в контакте с летучими мышами стали источниками инфекции, которой китайский повар, подавая свинину, заразил героиню оскароносной Гвинет Пэлтроу, а она многих других. Художественный фильм не обязан быть документально точным, но заметим, что на самом деле родина свиного гриппа – Америка: Мексика и юго-западные штаты США.

В поисках фильма Содерберга в Сети я наткнулся на другое «Заражение» («Carriers»), американо-германский телефильм 1998 года режиссёра Алана Мецгера. Фильм снят тогда, когда США были безусловным лидером в однополярном мире и никто, в том числе и Китай, не рассматривался как конкурент Америки. Это, конечно, не такое дорогое и высокохудожественное полотно, как у Содерберга, но фильм заинтересовал другим, в нём, кроме показов ужасов в связи со стремительно распространявшейся неизвестной болезнью, есть детективная составляющая: в финале американским военным вирусологам удаётся найти источник убийственной заразы. И им оказалась секретная лаборатория американских же спецслужб. Да, да, так что когда американцы очень обижаются, если их кто-то подозревает или даже обвиняет в пандемии, то пусть пеняют на своё же кино, ведь на чём-то кинематографисты основывали свою версию. Наши «партнёры» очень серьёзно относятся к бактериологическому оружию, их секретные «биологические» лаборатории есть на Украине, в Грузии, Узбекистане, Африке, Пакистане, Лаосе… Зачем?

 16-Заступники.jpg

Про людей

Жизнь продолжается, телевизионщики вынимают из закромов «залежалый товар», а он оказывается вдруг «чистым сливочным маслом», в отличие от прогорклого сериального мейнстрима.

Судя по рекламным роликам «Заступников» (2018), предполагалось что-то бичующее советские 60-е, когда, как мы знаем из сериалов об этом страшном времени, был криминальный беспредел, кровавая гэбня хотела засадить всех отважных шестидесятников вплоть до Муслима Магомаева и Евгения Евтушенко, но были отважные адвокаты-правозащитники, которые вытаскивали из тюрем облыжно обвинённых в шпионаже, изнасилованиях и убийствах.

Однако то, что мы увидели в первых сериях, не совпало с ожиданиями и с тем, что написано в воспоминаниях адвоката Дины Каминской (по мотивам её книги написан сценарий), защищавшей известных диссидентов – от Владимира Буковского до Мустафы Джемилева. Пока – никакой политики, кино – про людей и, в общем, неплохое время, про то, как молодая женщина Нина попадает в адвокатскую контору, где работал её муж, какие у неё складываются отношения на работе и в семье. И всё это очень жизненно, героиня сериала лет на двадцать моложе прототипа, и проблемы у неё совсем другие. Да, она защищает обвинённых в шпионаже, но тех сопляков, которые мечтали о том, что за съёмки советских секретных объектов их «возьмут в Америку», она спасла от расстрела. Советский суд принимал доводы юной адвокатши, и обвиняемым смягчали наказание. Иногда, и вот ценный парадокс, она добивалась оправдания якобы невиновных, которым, как оказывалось, удалось обвести вокруг пальца и её, и суд.

Отметим замечательно переданную атмосферу 60-х (оператор Эдуард Мошкович, художники Ольга Соколова, Александр Конашенко и Елена Апанасевич), и прекрасный актёрский ансамбль, и добрый юмор, которым согрет сериал Владимира Котта (продюсеры – Александры: Ремизова, Цекало и Котт). А главное открытие – исполнительница главной роли Мари Ворожи (она же Марина Ворожищева), которая напомнила сразу о двух Одри: Хепбёрн и Тоту. В первых сериях она была очаровательна и вызывала доверие, что-то будет в следующих?

Александр Кондрашов

 

Тэги: Пушкин Познер Булгаков Акунин Цекало Котт Эдуард Мошкович
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Литфонд» продаст Ахматову

    03.09.2022
  • У Пушкина в гостях

    02.08.2022
  • «Литфонд» распродал артефакты

    10.07.2022
  • Письма Пушкину

    14.06.2022
  • Гений на своем месте

    11.06.2022
  • Две непересекающиеся реальности

    90 голосов
  • Не наши герои нашего времени

    78 голосов
  • Троцкий и демоны

    75 голосов
  • Как победили Акунина

    74 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS