Перейти к содержанию
  Понедельник 25 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    30 марта 2022 г.  № 13 (6827) (30.03.2022)
Многоязыкая лира России

Не хочу чужое, мне милей своё

30 марта 2022

Вячеслав Ар-Серги. С акцентом – моим…: стихи. – М.: У Никитских ворот, 2021. – 144 с. – 1000 экз.

Читая сборник стихотворений народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава Ар-Серги «С акцентом – моим…», погружаешься в самобытное поэтическое пространство, словно из тончайших шёлковых нитей сотканное из звуков, слов, смыслов.

Произведения, составившие книгу, обладают многими характерными чертами: это и метафоричность, и глубина мысли, и доверительная интонация. С первых же строк замечаешь ещё одну особенность – напевность, которая делает поэтический голос Вячеслава Ар-Серги особенно проникновенным и поистине народным.

Сами слова «петь», «песни» нередко встречаются на страницах сборника: «Герань и груша – за стеклом, / Как наши две судьбы, / Им петь дуэтом бы…», «Песни поминальные / Средь людей текут…», «Родник удмуртской песни льётся…», «Поют ручьи – на разных языках…» О песенном жанре напоминают и образы, созданные автором, и названия некоторых стихотворений («Материнская песня», «Недопев»), и особая ритмика, и неповторимая мелодика. Кажется, всё в поэзии Вячеслава Ар-Серги поёт и звучит:


… Под застрехой воробей

«Упокой» читает,

Снежный перезвон церквей

Воробью внимает…


К ряду стихотворений в скобках даны пояснения, определяющие или уточняющие жанровую принадлежность: песенка, по мотивам удмуртских народных песен, песенка-псалом, думка.

Заголовок сборника – «С акцентом – моим…» – подчёркивает неразрывную связь поэта с его народом, родным языком, культурой. В своих строках автор упоминает географические названия (удмуртское село Алнаши, город Ижевск), использует специфические выражения, распространённые в его регионе, фразы на удмуртском языке («Кылбур мой, кылбур…» – дословно: «благодать слова»).

По страницам сборника, как цветы клевера по лугу, разбросаны переосмысленные и переиначенные на свой лад народные пословицы и поговорки: «Здесь каждому Сеньке – по шапке», «Где Макар и не гонял / Стадом брык-теляток».

Малая родина изображена у поэта ярко и колоритно, будто написана масляными красками.

Вячеслав Ар-Серги неравнодушен к своей стране и к людям, которые в ней живут, и нет для него ничего дороже родных мест:


Пусть другим – другое,

Мне ж – оставь моё:

Не хочу чужое,

Мне милей своё.


Немало стихотворений поэт посвящает друзьям и близким, и в этих строках можно заметить горечь о тех, с кем судьба уже никогда не сведёт:


Уходит родня понемногу,

За другом захлопнулась дверь…


Поэзия Вячеслава Ар-Серги предельно ясна и вместе с тем метафорична, его образы точны и объёмны: «Нехотя река толкается волной», «В полной тарелке Луны / Плещется страха бульон». Наиболее часто у него встречаются образы реки, воробья, небесных светил: «Мне подпой, воробей, по зиме! / Моргни прорубью глаз, стынь-река…», «Солнце ясное – печально, / Миру – больно, больно…», «Светился Луны торшер…»

Пронзительна любовная лирика Вячеслава Ар-Серги, вот лишь некоторые примеры: «Как скрипку, тебя / на плечо положу, / будем смотреть мы на звёзды/ в ночи. / Ветер сдувает твой локон / в глаза», «Мою душу под голову ты положи…», «Видишь – на выходе – арки счастливой подкова. / Ветер с Голгофы поёт в ней святые псалмы».

Главный и единственный закон, который поэт признаёт и которому следует (и в этом, думается, Вячеслав Ар-Серги видит спасение для мира), – закон божественный. Поэтому Всевышний и ангелы явно или скрыто присутствуют в его стихотворениях: «Ангел летал над парком больничным / И падал пушистою ватою снег…», «Ангел мой по тем звёздам / Всё ходил босиком – не устал…», «Слишком юными мы уезжали – / Хоть и ангел нас бережно нёс», «Кол – этим ловкачам! А вы нужны – другим: / От света их сердец и Солнцу веселей! / А удалым ручищам уж укорот дадим, / Не забывая Бога, не разлюбив людей».

Особо хочется отметить «Языческий апокриф», это стихотворение выделяется среди других, но не вступает в спор с ними, утверждая читателя в важной для автора мысли о неприкосновенности человеческой души.


Удмурты, известно, не убивают

Бабочек, в окна их с ветром залетших…


И далее:


…в бабочке каждой

Душа

Человека живёт. А душу

нельзя убивать…


Пожалуй, эти строки – квинтэссенция поэтической мысли автора, высшие ценности для которого – человек и его Земля.


Алиса Соколова



Поэзия Алиса Соколова Вячеслав АрСерги
33
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Гений придёт на свет

04.08.2023

У столетия на примете

28.07.2023

Не различить в эфире лета

21.07.2023

Если чёрное солнце стоит за плечом

20.07.2023

У ахматовской «будки»

07.07.2023

Клуб молодых

1826 голосов

Верлибры, музыка, картины

1158 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Октябрь, побудь со мной...

457 голосов

Век не прожит, а вечное гложет

440 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты