Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    15 апреля 2015 г.  № 15 (6505) (15.04.2015)
Общество Колумнисты Мнение

Обыденные святые места

Макаров Анатолий Макаров Анатолий — 15 апреля 2015

Лет тридцать с лишним назад я впервые приехал в Будапешт. Был очарован его исторической статью, элегантностью, не показным органическим европеизмом и сокрушался, что не с кем разделить переполнявшие меня чувства. И тут вдруг повезло: на улице неожиданно столкнулся с поэтом Юрием Левитанским.

Мы заходили в стильные кафе, в народные «чарды» и в кондитерские-цукразды, слушали цыганские скрипки, проникались человечностью памятников, поставленных на уютных площадях...

– Ну а почему, почему так бесприютна наша московская жизнь? – патетически вопрошал я. – Почему, чтобы выпить чашку приличного кофе, надо быть членом творческого союза? Ведь в Венгрии тоже социализм. Вон и портрет Ленина в витрине модного магазина? Почему же так возделан и уютен здешний быт?

Мой именитый спутник и собеседник оказался человеком мудрым и позитивным.

– Видимо, – говорил он, – есть инерция и сила чисто житейской традиции. В сущности, жизнь держится ими и укоренённостью в привычный порядок вещей. Помимо великих святынь духа людям нужны, если так можно выразиться, святыни обыденные, на каждый день, приюты не только высокого духа, а беспокойной человеческой души – для общения и понимания…

Мне потом вспоминались его слова. Помню, на закате перестройки, в родной запущенной Москве, где на каждом углу граждане демонстративно «из горла» тянули пиво, я саркастически думал, что советская власть продержалась бы долго, если бы в каждом квартале (пусть и рядом с агитпунктами) открыла уютные кафе и чайные – прибежища бытовых традиций, обычной житейской человечности, подразумевающей любовь, дружбу или одиночество на миру, то есть личную жизнь.

Как старый москвич, могу засвидетельствовать, что в самые «идейные времена» мои земляки по традиции называли знаменитый гастроном «Елисеевским», а старейшую булочную «Филипповской». Почтительно, хоть и с оттенком приятного панибратства.

Новые времена, как к ним ни относись, возвращают городскому быту ощущение привычной надёжной цивилизованности и уюта. Когда прохожу мимо модных кафе и вижу, как юные парочки наслаждаются обществом друг друга за чашкой кофе, мне приятно сознавать, что разрушается давний миф о русской природной нецивилизованности и грубости, предрасположенности пить водку в подворотне из нечистого стакана.

Хотелось бы верить, что пора чиновничьего свое­волия и казённого пренебрежения самыми естественными человеческими традициями ушла в область преданий. А новый русский капитал с должным вниманием и почтением будет относиться к тому, что составляет традиционный код российской души, наши житейские правила и бытовые привычки. А то ведь…

Уже давно ходят слухи о том, что некие структуры, прикрываясь, ясное дело, связями в верхах, собираются прибрать к рукам Центральный Дом журналиста на Никитском бульваре. Как это прибрать? На каком, простите, основании? Вот уже девяносто пять лет Дом журналиста, подлинный графский особняк, – одно из культовых мест гуманитарной Москвы, пишущей, читающей, снимающей, размышляющей, дискутирующей… Советская власть, как кому-то ни покажется странным, это всё же осознавала, создав в залах и покоях графского особняка Дом печати. Дом-то особый!

В нём просвещённая публика в последний раз слушала Александра Блока, приезжавшего словно для того, чтобы попрощаться с Москвой. Здесь стоял гроб Сергея Есенина. Небольшую сцену Дома мерял своими гигантскими шагами Маяковский. Тут спорили, блистали эрудицией, острили, устраивали «капустники», тут, вопреки всему, учились думать и выражать свои мысли многие поколения российских газетчиков, а потом и тележурналистов.

Доверяя легендам, в покоях старинных дворцов ночами можно надеяться на встречу с тенями забытых здешних обитателей. Если это правда, то в залах и комнатах Домжура должно улавливаться неистребимое и непокорное русское печатное слово. Простите за пафос, он ведь иногда бывает уместен.

И вот теперь этим, вот уж действительно намоленным Домом, используя свои «надёжные связи», хотят завладеть некие влиятельные господа, которым, похоже, глубоко наплевать на всякие прекрасные мифы. Как и на все эти великие тени, на российскую журналистику вкупе с литературой. Да и на ту самую свободу слова, бескорыстными стараниями которой в том числе они получили возможность стать богатыми.

Намерение захватить чужую собственность без каких бы то ни было хотя бы туманных оправданий, исходя из одного лишь собственного хотения, вообще-то называется рейдерским захватом. Однако в данном случае, а слухи, видимо, имеют реальные основания, речь идёт о чём-то более варварском и злостном. Речь ведь не просто о залах, кабинетах и парадных лестницах, а о том, чтобы независимую российскую печать, всякую неподвластную рыночному делячеству мысль выставить на задний двор, на чёрный ход для прислуги. Впрочем, в некотором смысле именно там они отчасти и находятся.

А под занавес вновь о святых обыденных местах. Я вырос на Пушкинской улице, она же Большая Дмитровка. В университет каждый день ходил по проезду Художественного театра, он же Камергерский, мимо скромного кафе с амбициозным названием «Артистическое». Туда постоянно заглядывали на огонёк вальяжные мхатовские корифеи, но основную публику составляли молодые артисты «Современника», которым предстояло стать корифеями, а также непризнанные художники, газетчики, живущие от гонорара до гонорара, и прочие, как говорил Зощенко, «молодые начинающие умы». Это был тёплый приют бедной московской богемы, которая им гордилась и которая помнила, например, что накануне рокового выстрела именно в нашем «Артистике» Маяковский назначал свидание. И что самый первый публичный концерт Окуджавы состоялся тут, среди этих столиков. И что в числе слушателей был ещё мало кому известный Смоктуновский. От себя добавлю, что с Высоцким я тоже познакомился возле этого кафе.

Сейчас весь любимый Камергерский (или Художественный) представляет собой мировую выставку общепита. От экзотических вывесок рябит в глазах. Но легендарного «Артистического» среди них нет. На его месте то ли суши-бары, то ли пиццерии. Во всяком случае, ни Маяковский, ни Смоктуновский сюда не заходили.


Самосознание
88

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Желание быть русским-11

11.07.2018

Желание быть русским-10

04.07.2018

Желание быть русским - 9

27.06.2018

Желание быть русским - 8

13.06.2018

Лихие или ленивые?

23.05.2018

Что сказал Ленин

306 голосов

Кто украл Европу? - 1

259 голосов

Желание быть русским

160 голосов

Эпитафия на могиле российской интеллигенции

146 голосов

Желание быть русским - 2

92 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты