Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 апреля 2017 г.
  4. № 15 (6594) (19.04.2017)
Искусство Настоящее Прошлое

Время говорить правду

19 апреля 2017
Главные роли в фильме исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский

Величие подвига может спасти даже неудачно задуманный проект


Перед просмотром фильма «Время первых» имелись серьёзные опасения. Аннотация гласила, что действие происходит во времена противостояния СССР и США в шестидесятые годы ХХ века. Что героям космонавтам предстоит осуществить важнейшую миссию при огромных рисках, связанных с недостаточным количеством испытаний космического кораб­ля. Можно было предложить, что нам попытаются вновь нарисовать ужасную картину конфликта хороших людей с жестокой тоталитарной машиной, никого не жалеющей ради достижения преимущества над врагом. Если такое и задумывалось, то план, можно сказать, провалился. Сам по себе человеческий подвиг через десятилетия облагородил происходящее на экране, освобождая кино от грязи и провокаций…


Когда-то я слышал выступление великого музыканта Евгения Светланова, который высказал мысль: если в оперном спектакле выделяют отдельные элементы, как то сценографию или работу художников, это значит – спектакль провальный. В настоящем искусстве важно целое, а не детали... Мастера такого уровня всегда бескомпромиссны.

Сегодня бескомпромиссность в искусстве мы потихоньку начали забывать, считая её не такой уж необходимой. И с точки зрения высших критериев «Время первых» не заслуживает одобрения, но и хулы оно точно не должно быть удостоено. Наверное, потому, что в этом масштабном проекте положительные компоненты перевесили негативные.

Что можно отнести к достоинствам.

Во-первых, саму идею вернуться к славной странице советской послевоенной истории – космонавтике. Долгое время мы пытались перечеркнуть достижения той эпохи, заменяя правду мифологией далеко не лучшего пошиба. Теперь почти всем очевидно, что дегероизация прошлого приводит к плачевным последствиям. Стремясь отскоблить советский пропагандистский глянец, мы исказили историю до бесстыдной неузнаваемости и взрастили на этих искажениях целое поколение дез­информированных молодых людей.

Создатели фильма в определённой степени учли это обстоятельство. Во «Времени первых» скрупулёзно воссоздан первый выход человека в открытый космос, и фильм очень выигрывает от того, что акцент сделан на реконструкции, а не на оценках происходящего. Именно в той части фильма, где действие происходит в космическом корабле, лучше всего смотрятся исполнители главных ролей Евгений Миронов (Алексей Леонов) и Константин Хабенский (Павел Беляев). И хоть широкому зрителю неизвестно доподлинно, как ведут себя космонавты в полёте, версия Миронова и Хабенского вполне убедительна.

Ещё один положительный момент – умелое (особенно во второй части кинофильма) изложение событий. Внимание зрителя не ослабевает ни на секунду, и это притом что всем известно: космонавт Алексей Леонов остался жив. Однако за его судьбу, равно как и за судьбу командира корабля Павла Беляева, волнуешься так, будто финал неочевиден и развязка произойдёт только сейчас, на твоих глазах. На интригу работают изобретательное сочетание планов, спецэффекты и операторские решения… Хотя эпизод с поздравлением Леонова Брежневым, которое едва не помешало космонавту вернуться на борт, смотрится вычурным и надуманным.

И конечно, нельзя не сказать о феноменальной работе Владимира Ильина, в исполнении которого Сергей Королёв превращается едва ли не в главную фигуру киноповествования. Здесь точен каждый жест, и несмотря на лаконичность декорации (Королёв почти весь фильм находится Центре управления полётами), Ильину удаётся представить своего героя масштабно, во всём многообразии и сложности характера, нацеленным на решение исторической задачи. Актёру было значительно сложнее, чем остальным, вылепить из своего персонажа подлинного героя, но у него получилось. Перед нами живой человек, чего, кстати, не скажешь о героях Хабенского и Миронова, обретающих естественность в минуты смертельной опасности, а в остальных эпизодах выглядящих весьма искусственно.

Недостатки фильма напрямую, как это ни странно, вытекают из его достоинств. Прекрасно, что подвиг реконструирован добросовестно, с максимальным напряжением творческих сил… Когда же авторы стараются вокруг подвига советских космонавтов создать дополнительный драматизм, возникает чувство неловкости. Пусть вяло, как будто по инерции, но всё-таки заметно, что в героический контекст вкрапляется тема противостояния человечности и тоталитаризма. Кульминацией этого контрапункта стала вложенная в уста Королёва фраза о том, что мы, русские, – нация, летающая в кандалах, а сними с нас кандалы, потеряем центр тяжести и разобьёмся…

Видимо, сценаристы посчитали эту реплику верхом изобретательности, однако она производит впечатление неуместного клише, да и трудно представить, чтобы Королёв такое когда-то говорил, тем более космонавтам.

Не впечатлил и сценарный ход, когда нам показывают некое предполётное противостояние между опытным, уравновешенным Беляевым и молодым, бесшабашным Леоновым. Конфликт этот не имеет развития и явно провален в драматургическом плане. Не очень убедительны сцены из детства Алексея Леонова, а попытки перекинуть сюжетные арки настолько очевидны, что теряют всю формообразующую стать. Образы жён космонавтов блёклые, так что непонятно, зачем они в фильме вообще появились…

Но самое главное, чего не хватает, это хотя бы малейшей попытки про­анализировать суть исторических событий тех лет. А ведь зрителям, особенно юным, неплохо бы разобраться в мотивах и подтекстах прошлого. Конкуренция в космосе с американцами вовсе не была идеологической прихотью советского руководства. Штаты, как только окончилась Вторая мировая война, начали последовательную борьбу за военно-космическое превосходство над СССР, которое могло бы позволить нанести сокрушительный ядерный удар. И наши учёные и военные героически противостояли этим планам…

Фильм «Время первых» вряд ли станет золотой страницей кинематографа. Но то, что в нём не так много пошлого вранья – это уже достижение. А ведь в фильме есть по-настоящему душевные, эмоционально яркие сцены, что и позволяет оценить кино на твёрдую четвёрку.

Максим Замшев


Тэги: Кино Время первых
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS