Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 апреля 2020 г.
  4. № 15 (6733) (15.04.2020)
Литература Библиосфера Стихи

Поэта не слышит родная страна

15 апреля 2020

Дмитрий Орлов-Ростовский. Чары-пожары: Стихотворения.

– М.: Изд-во «Флагман», 2020. – 352 с.


Это оригинальная и самобытная книга. С первых строк чувствуется напор, жар, словно сквозь строки проходит электрический импульс. Эпатажная энергия парадоксальности – вот нерв стиха Дмитрия Орлова-Ростовского, и именно от неё вспыхивают те самые чары-пожары, чувственные, яркие, от которых глаз не оторвать. Речь идёт здесь не столько о любовных и сексуальных переживаниях (хотя и о них сказано немало), сколько о проникновении в тайны нашего мира и тайны внутреннего устройства человека, погружение в глубины которых происходит прежде всего через постижение телесного, физического бытия. Эротический ключ открывает одновременно и красоту женского тела, и двери горнего мира. Это кажется невозможным, но Дмитрию Орлову-Ростовскому такое сращение – телесного и духовного – вполне удаётся. Потому что ключ подобран верно, искренний, без всякой фальши, сработанный поэтически мастеровито и точно с художественной точки зрения.

«Я сексуальный пролетарий» – есть такие строки у Орлова-Ростовского. И это, несмотря на обаятельную иронию, которой пронизана книга (кстати, ироническая палитра автора весьма широка – от мягкой улыбки до едкого сарказма), ключевое утверждение лирического героя. Он призывает читателя отбросить стыд и ложные установки, потому что двигатель нашего мира – это влечение мужчины к женщине и женщины к мужчине. Именно оно работает как основополагающий принцип любого развития – и человеческих отношений, и исторических периодов. Влечение – код всей цивилизации. И из него, по сути, произрастает культура.

Однако, несмотря на некоторую эпатажность, эротика для Дмитрия Орлова-Ростовского – не самоцель. Да, он, конечно, не прочь немного смутить и даже шокировать читателя, и здесь всегда присутствует некий элемент игры и озорства, но всё это, если угодно, с благородной целью: вызвать своего собеседника, читателя, на откровенный разговор о самом главном, без ложных установок и целомудренных поз. Если чуткий читатель откликается на этот призыв, то порой разговор получается проникновенным, а порой разгорается нешуточный спор, но так и должно быть при соприкосновении с настоящим произведением искусства.

Надо отметить ещё и то, что поэтика Дмитрия Орлова-Ростовского по-разному воспринимается мужчинами и женщинами. Например, есть в книге стихотворение, где лирический герой соблазняет чужую невесту, «Они порою просят нас» – мужчины воспримут это как увлекательное эротическое приключение, женщины – как осквернение основ. Кто прав в этом споре? Каждый по-своему, а больше всех – автор, задающий читателю эти трудные вопросы и довольно потирающий руки при виде смущения чопорных дам. В том, чтобы преодолеть смущение, без страха откликнувшись на зов автора, и есть путь к раскрепощению, к личной свободе, которую больше всего ценит Орлов-Ростовский.

Есть в «Чарах-пожарах» и ностальгическая тональность: сожаление о том, что многое уже осталось в прошлом. Но и это подано настолько лирически изящно, что нам остаётся только разделить с автором светлую грусть.

 

Одуванчик – венчик-птенчик,

Ты меня как будто ждал:

Вспомнил я, как милых женщин

Обожал и обижал,

Золотые косы гладил,

Ручки-ножки целовал,

А потом забавы ради

Дунул-плюнул и пропал.

Разлетелись в синь апреля

Чувства-буйства, только дунь!

Где вы, майские качели?

Начинается июнь…

 

Эротическая лирика Орлова-Ростовского почти всегда с философским подтекстом. Как уже было отмечено, телесное и духовное крепко спаяны в поэтике автора. Ему свойственно особое, тонкое чувствование меняющихся настроений, пограничных состояний между двумя мирами. Но, даже ощущая внутренний раздрай, можно попытаться увидеть действительность по-своему гармоничной:

 

Живу в чаду галлюцинаций,

Средь страшных снов и сладких слов,

Не уставая удивляться

Коловращению основ.

То я замёрз, то снова таю,

Вот я влюблён, вот одинок,

Реальна в мире только Майя –

Слепого зрения исток.

Ты наконец добился славы,

Сверг старый строй на перестрой,

Но всё равно под одеялом

Дрожишь мечтательной рукой.

Мир тот и этот – всё едино,

Порой не разбери-пойми,

Но этот мир – большая льдина,

А там – летают соловьи.

 

Присутствует в книге и гражданская лирика. Не ура-патриотическая и не чернушно-русофобская. Это взгляд неравнодушного человека на свою родину, на соотечественников. И здесь автор опять же предельно честен:

 

С каким наслажденьем свергает народ

Вчерашнего идола память:

За шею прихватит и в рожу плюёт,

И всё, что от дури, накатит.

Толпа красногубая давит и прёт,

От пьяного пыла зверея…

Я всё понимаю. Но сердце поёт,

И я, гогоча, молодею.

 

Тут примечательна дата под стихотворением – 22 сентября 1991 года. Это было время самого распада СССР, карьерного взлёта (и падения) известных политических деятелей, хаоса на площадях и в головах. И хорошо, что Дмитрий Орлов-Ростовский, будучи очевидцем, запечатлел тогдашнее безу­мие в стихах. Да, красногубая толпа, подогретая парами алкоголя, действительно давила и пёрла, сметая на своём пути всех, кто пытался её образумить. И редко кто смотрел на происходящее с той вдумчивой отстранённостью, как Орлов-Ростовский. Обычно поэты-трибуны примыкали либо к одной, либо к другой стороне. Но история и нынешнее время показали, что правы были те, кто оценивал происходящее трезво, не поддаваясь эмоциям. И ведь порой объективная констатация фактов действительно гораздо эффективнее призывов и проклятий:

 

Ах, где вы, воды синие,

Златые берега!

Россия рот разинула,

А сзинуть не смогла.

Аляска и Финляндия,

Берлинская стена,

История нескладная,

Неверная жена.

Неужто всё потеряно,

За что дрались отцы,

А мы отныне веруем

В таблетки и шприцы.

Врагов немало за морем

И рядом не сочтёшь,

А наши души старые

Утешит только ложь.

 

У Дмитрия Орлова-Ростовского нет подобострастного отношения к народу, чем отличаются писатели-патриоты. В то же время нет и презрения к нему, которое свойственно многим писателям-либералам. Он рассматривает народ как историческую данность. Например, в поэме «Жители ночи, или Эскиз с силуэтами» мы читаем:

 

Народ – мерзавец и доносчик?

Народ – страдалец и герой?

Ну как определиться точно?

Он – то и это. Он такой.

 

Кто сказал, что гражданская лирика должна обязательно за что-то или против кого-то бороться? Она вообще-то ничего никому не должна. И ценность стихов этого жанра определяется не пафосом, а достоверностью изложения событий и знанием темы. Орлов-Ростовский не видит в народе мерзавца или героя. Всё гораздо сложнее на самом деле. Многограннее.

В «Жителях ночи» мы видим судьбы разных людей, трагические события, кровь и смерть:

 

Суровый суд троцкистским тварям

И по ветрам развеять прах.

Порой, смягчась, давали лагерь

И добивали в лагерях.

 

Но опять же – здесь нет спекуляции на теме ГУЛАГа. Автор не пытается извлечь из этой истории никаких политических дивидендов, кого-то заклеймить или развенчать. Он лишь констатирует, что да, это была всенародная трагедия с миллионными жертвами, масштаб которой ещё до конца не осмыслен. И покаяние в исторической перспективе ждёт нас впереди.

Но как бы то ни было, а гражданские мотивы не главенствуют в творчестве Дмитрия Орлова-Ростовского. Он всё-таки чистый лирик, которого больше привлекают человеческие чувства, страсть, любовь. Вот он признаётся кому-то почти с блоковской застенчивостью:

 

Я робок так, я тих и скромен,

Дрожу, как детская слеза,

И чувствую, что недостоин

Вам показаться на глаза.

 

Согласитесь, не очень-то это соответствует образу героя-любовника, который вырисовывается в первом сборнике книги, в «Эротиде». Но в этом несоответствии читательским ожиданиям, в этом сочетании несочетаемого – главный парадокс поэта Дмитрия Орлова-Ростовского. К чести автора книги «Чары-пожары», он делает лишь то, что считает нужным и правильным с художественной точки зрения:

 

Поэта не слышит родная страна,

Но текст перепишет чужая жена.

А муж неподкупный, шмоная комод,

Крамольные строки найдёт и прочтёт.

 

Да ведь страна и не должна слышать поэта! Плох тот поэт, которого слышит страна. Не нужно быть историком литературы, чтобы вспомнить – все сколько-нибудь значимые авторы никогда не могли сказать, что страна их поняла и приняла. Даже чудовищно раскрученный Маяковский писал о том, что хотел бы быть понят страной, а если, мол, не будет понят, то просто пройдёт стороной…

Абстрактная читательская страна в состоянии понять только средненького автора, чьи интересы не простираются дальше интересов обывателя. Кто был самым известным писателем в пушкинское время? Фаддей Булгарин, которого мы сейчас знаем по пушкинским же эпиграммам. Кого при опросе в начале ХХ века назвали лучшими русскими поэтами? Не Блока, не Гумилёва, но князя К.Р. и Арсения Голенищева-Кутузова. А много ли, скажите, осталось от славы поэтов-шестидесятников, некогда вещавших из каждого утюга?

Понимая это, Дмитрий Орлов-Ростовский не рвётся в поэты-трибуны и не выдаёт себя за национального пророка. Он делает ровно то, что должен делать всякий уважающий себя поэт, – пишет искренне о том, что его тревожит.

И как доказательство поэтического прорыва в сферу трансцендентального в некоторых стихотворениях Дмитрия Орлова-Ростовского явственно чувствуется интуитивное ощущение присутствия незримого мира, который, по сути, и придаёт смысл миру реальному:

 

Со мной бывает – верь не верь,

Но факт на грани пониманья:

Незримый дух стучится в дверь,

Надеясь на моё вниманье.

Я широко открою дверь,

А там пустынная терраса,

Но чую: где-то рядом Зверь,

И хочется молиться Спасу.

 

…К сожалению, объём газетной публикации не позволяет подробнее разобрать книгу Орлова-Ростовского, но в этом, может быть, и есть свой плюс: сохраняется интрига, и читателю предстоит долгое и увлекательное духовное путешествие.

Сергей Астахов

 


Тэги: Книга Дмитрий ОрловРостовский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS