
Вопреки расхожему афоризму у Великой Отечественной было много женских лиц. Одно из них – совсем ещё девичье лицо стрелочницы Антонины Александровой. Антонины Николаевны! Ведь её рано стали называть по имени-отчеству.
В эти дни Антонина Николаевна справляла бы своё столетие. Не довелось. Жизнь её война выпила по капле. Но она без колебаний отдавала все силы для Победы. Если есть на земле олицетворение женской самоотверженности – то это она, Антонина Александрова.
Вглядитесь в её фотографию. Так, чтобы никогда не забыть этих черт, этой готовности превозмогать себя и с улыбкой идти к железнодорожным путям как на праздник, как в бой.
Она родилась 20 марта 1920 года в деревушке Печурино Опоченского района Псковской области. В одной из самых старинных русских волостей – между прочим, в пушкинском краю. Стихи Пушкина знала с детства, многие – наизусть. В Опочке она окончила семилетку – и, как многие псковские, совсем ещё девчонкой переехала в Ленинград.
Антонине было 16, когда её приняли на работу на станции Ленинград-Варшавский Октябрьской железной дороги – самой главной и самой старинной, образцово-показательной железнодорожной трассы страны. И, когда началась война, она, несмотря на молодость, была уже опытным профессионалом. А работу свою Антонина любила, хотя, на первый взгляд, не женское это дело. Ведь груз-противовес на рычаге стрелки весит около 25 кг, а она должна была его перекидывать… Но Антонина каждый раз любовалась проносящимися мимо составами, как будто видела их в первый раз. Любила точность и дух взаимовыручки, присущий железнодорожникам. Любовалась красотой паровозов, развязок и, конечно, красотой Ленинграда, выраставшего и справа, и слева от места её работы. А лучше сказать – службы. Потому что с 22 июня 1941 года железнодорожников приравняли к военным – по отношению к дисциплине, к войне, к борьбе за свободу Родины. Для Антонины Александровой всё это были не пустые слова, она видела в них суть своей жизни. «Всё для фронта, всё для победы». И точность железнодорожных перевозок – в первую очередь.
Враг рассчитывал, что после первых ударов советская железная дорога рассыплется, потеряет эффективность и управляемость. Так происходило во многих европейских странах, по которым прошагали сапоги солдат вермахта. Но советская система железных дорог выдержала, с честью прошла испытание на прочность. И в этом – заслуга и таких вот юных стрелочниц. Настоящих патриоток и замечательных работниц.
Фронт подошёл к Ленинграду в конце августа. Первого военного августа. Она сутками дежурила на станции, устроив там для себя скромное спальное место. Под бомбёжками, под обстрелами. Немцы тогда царили в воздухе…
Научилась пересиливать страх, работала под постоянный аккомпанемент взрывов. Только чтобы не пустить врага в Ленинград. Десятки железнодорожников, работавших рядом с нею, погибли и выбыли по ранениям. Антонина обслуживала шесть стрелочных постов. Кроме основных обязанностей выполняла работу сигналистки и сцепщицы.
В сентябре гитлеровцы перерезали все железные дороги, началась блокада. Даже санитарные поезда перестали приходить. Начались самые горькие дни Ленинграда, дни нечеловеческих испытаний. Антонина все силы отдавала городу: дежурила, вылавливала немецкие зажигалки, наконец, действуя лопатой и киркой, строила оборонительные линии. Начался голод. Конец осени 1941 года – самое суровое, самое голодное время блокады. Силы надорвались. В тяжёлом состоянии Антонину вывезли на большую землю. В больнице и в доме отдыха её поставили на ноги.
Долго отлёживаться в доме отдыха она не собиралась. Её направили на станцию военно-эксплуатационного отделения Калининской железной дороги. Старшей стрелочницей. Линия фронта проходила всего в двадцати километрах. Антонине снова на всё хватало сил. Она стала душой своего отделения. Не отказывалась ни от какой работы, везде старалась стать первой. Особенно тяжёлый труд ждал её в составе ремонтных бригад. Нужно было восстанавливать разрушенные под бомбёжками пути.
Летом 1943 года к станции подошёл поезд с ранеными бойцами. А стрелка оказалась повреждённой. Немецкие стервятники уже летали над санитарным поездом. Рискуя жизнью, Антонина быстро исправила стрелку – и поезд пошёл по назначению.
Как-то после бомбёжки оказался разворочен участок пути. Вот-вот должен был прийти воинский состав. Антонина поставила заграждения, но ведь этого недостаточно! Требовалось как можно скорее предупредить машиниста. До телефона она добежала в полном изнеможении, но сигнал машинисту передала вовремя. Поезд уцелел. Как часто в годы войны скромный пост стрелочницы оказывался самым важным! На своём месте она отвечала за всё – как офицер в бою.
А у неё ещё и появились ученицы – больше десяти ничего не умевших девчонок. По возрасту – почти таких же, как она. Но они называли её мамой.
Антонина Александрова (справа) передаёт опыт юным ученицам
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за самоотверженный и героический труд, высокие показатели в работе в период Великой Отечественной войны Александровой Антонине Николаевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Она стала одной из трёх первых женщин-железнодорожниц, удостоенных столь высокой награды. «Её труд, её слава – пример для всей железнодорожной молодёжи», – писал «Гудок» в те дни. А главное, что её труд приближал Победу.
В конце войны, после прорыва блокады, её направили на учёбу в ленинградский железнодорожный техникум им. Дзержинского. После Победы она продолжала работать на железной дороге, но, увы, здоровье героини труда всё чаще беспокоило врачей. Блокадный голод, нервное перенапряжение, несколько контузий – всё это сказывалось. 19 июля 1949 года, в 29 лет, Антонина Николаевна ушла из жизни. Она стала жертвой войны. И настоящей победительницей. Её имя золотыми буквами вписано в военную историю наших железных дорог.
Дочь Антонины, Ирина Марковна Василенко, тоже стала железнодорожницей. Больше 40 лет она проработала инженером-технологом в Вычислительном центре Октябрьской железной дороги.
ИЗ АРХИВА «ГУДКА»
…Она представитель молодого поколения железнодорожников. Таких, как она, на транспорте сотни тысяч, и большинство из них пришло в дни войны. Её труд, её слава – пример для всей железнодорожной молодёжи. Эта двадцатитрёхлетняя отважная работница в грозное военное время проявила замечательную самоотверженность и силу воли, находчивость и смётку. При самых ожесточённых вражеских налётах не было случая, чтобы ей не удавалось спасти составы с ценным грузом, быстро и умело рассредоточить вагоны по району станции. Героиня-стрелочница в минуты опасности работала и за составителя, и за сцепщика. Её хладнокровие и отвага воодушевляли всех.
24 ноября 1943 года