Фильм режиссёра Алекса Гарленда в нашем прокате назван не «Гражданская война», как, собственно, и переводится с английского на русский Civil war, а «Падение империи», что звучит, конечно, слишком пафосно, но всё же, на удивление, определённо и точно.
Фильм замечательный. Мы много писали о том, что помимо голливудского мейнстрима, в котором последние годы главное – это проблемы меньшинств, в американском кино существует мощное альтернативное направление, так сказать, «перестроечный движ». Фильмы этого ряда возвращают к темам, которые касаются большинства. В отличие от нашего перестроечного кино, подчас спекулятивного, изобличающего прошлое СССР, в американском – беспощадной критике подвергается не только прошлое, но и настоящее Соединённых Штатов и даже будущее («Не смотрите наверх»), причём критической атаке подвергаются все «скрепы», все ветви власти этой, как ранее казалось, нерушимой демократической империи.
Но Civil war не из этого критического ряда, хоть и блистательно его завершает, здесь ничего не говорится о несправедливости государственного устройства и корыстолюбии политиков, ради собственной выгоды спровоцировавших большую войну на Ближнем Востоке (как во «Власти»), не анализируются аферы финансовых магнатов, как в «Игре на понижение», или американский суд («Опасная игра Слоун»), или система социальной защиты («Аферистка»), или деловой мир («Волк с Уолл-Стрит»)...
В фильме показана братоубийственная гражданская война, которая подспудно кипела в «плавильном котле», а теперь вырвалась наружу. И заканчивается она в Вашингтоне (!) штурмом Белого дома (!!) и убийством президента!!! Он здесь не похож ни на одного конкретного президента США, но похож на многих, потому что постоянно говорит, что всё под контролем. В фильме ничего нет о причинах гражданской войны – впрочем, и так всем известно, что США разделены на идеологически несовместимые «республиканские» и «демократические» штаты. Но самое страшное, что в фильме война, шокирующая поначалу, потом воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Неизбежное.
Однако ужасы гражданской войны всего лишь фон для истории рискованного путешествия, в которое отправились четверо журналистов. Так же как великолепно снятые (оператором Робом Харди) умиротворяющие пейзажи, на фоне которых творятся страшные преступления. В разгар сражения между президентскими войсками и восставшими «сепаратистами» Техаса, Калифорнии и примкнувшей к ним Флориды они едут из Нью-Йорка в Вашингтон, чтобы взять интервью у президента. Они – главные герои. В соответствии со своими профессиональными принципами журналисты – над схваткой, но война, к всеобщему изумлению, ещё более жестокая, чем все военные конфликты, развязанные Америкой по всему миру, на которых эти военкоры много раз бывали.
В главных ролях – Кирстен Данст, ставшая известной после «Человека-паука» и «Меланхолии», её напарника играет очень похожий на Омара Шарифа Вагнер Моура. Трогательна юная стажёрка (прелестная Кейли Спейни, которая заставила вспомнить о Джульетте из фильма Дзеффирелли), а ни на кого не похожий Стивен Хендерсон сыграл самого опытного из них, семидесятилетнего мэтра, который до последнего хранит заветы профессиональной этики.
Разумеется, как и герои фильма, Алекс Гарленд не имел права вставать на чью-либо сторону в том непримиримом политическом конфликте, который послужил причиной для начала гражданской войны, но само допущение ужасных событий, которые происходят в фильме, завершившихся взятием Вашингтона и крушением Америки, – отважный поступок.
Другое мнение в статье Николая Трябина "Сколько дивизий у Голливуда?"