Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Телеведение

Вашингтон в огне

или Последнее предупреждение американцев самим себе

17 апреля 2024
На первом плане – Стивен Хендерсон и Вагнер Моура

Фильм режиссёра Алекса Гарленда в нашем прокате назван не «Гражданская война», как, собственно, и переводится с английского на русский Civil war, а «Падение империи», что звучит, конечно, слишком пафосно, но всё же, на удивление, определённо и точно.

Фильм замечательный. Мы много писали о том, что помимо голливудского мейнстрима, в котором последние годы главное – это проблемы меньшинств, в американском кино существует мощное альтернативное направление, так сказать, «перестроечный движ». Фильмы этого ряда возвращают к темам, которые касаются большинства. В отличие от нашего перестроечного кино, подчас спекулятивного, изобличающего прошлое СССР, в американском – беспощадной критике подвергается не только прошлое, но и настоящее Соединённых Штатов и даже будущее («Не смотрите наверх»), причём критической атаке подвергаются все «скрепы», все ветви власти этой, как ранее казалось, нерушимой демократической империи.

Но Civil war не из этого критического ряда, хоть и блистательно его завершает, здесь ничего не говорится о несправедливости государственного устройства и корыстолюбии политиков, ради собственной выгоды спровоцировавших большую войну на Ближнем Востоке (как во «Власти»), не анализируются аферы финансовых магнатов, как в «Игре на понижение», или американский суд («Опасная игра Слоун»), или система социальной защиты («Аферистка»), или деловой мир («Волк с Уолл-Стрит»)...

В фильме показана братоубийственная гражданская война, которая подспудно кипела в «плавильном котле», а теперь вырвалась наружу. И заканчивается она в Вашингтоне (!) штурмом Белого дома (!!) и убийством президента!!! Он здесь не похож ни на одного конкретного президента США, но похож на многих, потому что постоянно говорит, что всё под контролем. В фильме ничего нет о причинах гражданской войны – впрочем, и так всем известно, что США разделены на идеологически несовместимые «республиканские» и «демократические» штаты. Но самое страшное, что в фильме война, шокирующая поначалу, потом воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Неизбежное.

Однако ужасы гражданской войны всего лишь фон для истории рискованного путешествия, в которое отправились четверо журналистов. Так же как великолепно снятые (оператором Робом Харди) умиротворяющие пейзажи, на фоне которых творятся страшные преступления. В разгар сражения между президентскими войсками и восставшими «сепаратистами» Техаса, Калифорнии и примкнувшей к ним Флориды они едут из Нью-Йорка в Вашингтон, чтобы взять интервью у президента. Они – главные герои. В соответствии со своими профессиональными принципами журналисты – над схваткой, но война, к всеобщему изумлению, ещё более жестокая, чем все военные конфликты, развязанные Америкой по всему миру, на которых эти военкоры много раз бывали.

В главных ролях – Кирстен Данст, ставшая известной после «Человека-паука» и «Меланхолии», её напарника играет очень похожий на Омара Шарифа Вагнер Моура. Трогательна юная стажёрка (прелестная Кейли Спейни, которая заставила вспомнить о Джульетте из фильма Дзеффирелли), а ни на кого не похожий Стивен Хендерсон сыграл самого опытного из них, семидесятилетнего мэтра, который до последнего хранит заветы профессиональной этики.

Разумеется, как и герои фильма, Алекс Гарленд не имел права вставать на чью-либо сторону в том непримиримом политическом конфликте, который послужил причиной для начала гражданской войны, но само допущение ужасных событий, которые происходят в фильме, завершившихся взятием Вашингтона и крушением Америки, – отважный поступок.

Другое мнение в статье Николая Трябина "Сколько дивизий у Голливуда?"

Тэги: Фильм Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS