Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2019 г.
Телеведение

Мурка и урки

А если герои сериалов «Подкидыш» и «Ростов» встретились бы друг с другом?

24 апреля 2019
«Подкидыш».  Антон Шагин  и Аглая Тарасова

Вслед за «Россией 1» боевик, в котором расследуются преступления послереволюционных лет, показал канал НТВ. «Подкидыш» Антона Борматова и «Ростов» Павла Дроздова очень похожи не только по времени действия – 20-е годы, но и по фабуле – борьбу с криминалом возглавляют бывшие бандиты. Но есть и различия: на «России 1» сериал снимали, норовя по максимуму изобличить коммунистов, на НТВ же, напротив, старались не слишком отступать от сложившихся в советское время канонов революционного детектива. У кого получилось лучше?

 Действительно, традиции сериалов 70-х («Рождённая революцией», «Государственная граница» и других) очень сильны – эти фильмы и сейчас смотрятся хорошо – артисты в них, как однажды остроумно заметил Владимир Меньшов, «с каждым годом играют всё лучше и лучше», и исторической правды и психологизма там куда больше, чем в нынешних типа какой-нибудь «Мурки». Вспомним в «Границе» сцену прощания бывшего царского офицера (его играл Игорь Старыгин) с матерью (Вия Артмане), которая не простила ему сотрудничества с большевиками. Уже тогда был достигнут некий гуманистический консенсус: и среди злейших врагов коммунизма могли быть герои, достойные сочувствия (такие, как лавренёвский Говороухо-Отрок, булгаковские Хлудов и Чарнота, поручик Брусенцов из «Служили два товарища» и многие другие).

В обоих сериалах есть опытные сыщики, пришедшие на советскую службу из царской полиции, в этом, конечно, нет ничего нового и удивительного. При любых режимах «есть такая профессия – Родину защищать». В том числе и от бандитов. Царские офицеры с голодных лет военного коммунизма охотно шли на государственную службу.

Удивительно и совершенно неправдоподобно другое, как в уголовный розыск первого сериала в качестве следователя мог попасть урка, бандит по кличке Подкидыш? Ну, ладно милицейские документы он мог украсть, но как сотрудники Ленинградского УГРО не раскусили его и как он мог так долго их дурачить? Ведь почти до последней серии Подкидыш планировал ограбить милицейский склад с реквизированными у буржуев ценностями... Ну, предположим, что могли быть на службе такие восторженные стихоплёты, как милицейский начальник Суббота (Тимофей Трибунцев хлёстко сыграл доверчивого советского лопуха). Но среди «ментов» и «мусоров» в 20-х (кстати, таких терминов тогда ещё не было), кроме этого помешанного на коммунистическом агитпропе идиота, были и профессионалы вроде старого спеца-криминалиста (Сергей Барковский).

Подкидыш, очень серьёзно сыгранный Антоном Шагиным, по поступкам смесь Гамлета и Хлестакова, вор он идейный, советскую власть люто ненавидит и передаёт это своё отношение окружающим. И они себя ведут так, как будто постепенно под влиянием Подкидыша проникаются сокровенным знанием о том, что все коммунисты либо дураки, либо сволочи.

Внутренний Станиславский устал кричать своё «не верю», интересно было только, как сценарист Дмитрий Новосёлов выпутается из этой придуманной ситуации «бандит-милиционер». А очень просто – Подкидышу в милиции верят, потому что он с необыкновенной лёгкостью распутывает все дела! Вокруг все дебилы, и милиционеры, и городское начальство, в том числе тогдашний глава города Зиновьев, а Подкидыш, поскольку знает все воровские прихваты, становится гением сыска. Мы должны верить также тому, что красавица-комсомолка Анна, которую играет Аглая Тарасова, влюбится в этого плюгавого уголовника с первого взгляда...

Финал – головокружительный, наконец случайно выясняется, что лучший милиционер Ленинграда – на самом деле урка, его сажают, потом выпускают из тюрьмы, чтобы он раскрыл последнее дело, и он из любви к Анне, дружеских чувств к Субботе и другим ментам героически ловит опаснейших преступников, но проклятые коммунисты не выполняют данного обещания и сажают благородного урку, ставшего настоящим героем, назад в тюрьму. Он мог бы сбежать, но отказывается, дабы стать достойным своей возлюбленной Анны.

Получилась «Рождённая революцией» наоборот: там пришедшие в милицию рабочие и комсомольцы ловили уголовников, а в «Подкидыше» контрреволюционно настроенные уголовники ловят коммунистов и совслужащих, которые сплошь взяточники, воры и убийцы. Смотрелось, как странное фэнтези, в нём время от времени звучала музыка… Раймонда Паулса, хотя в титрах я его фамилии не увидел.

22-Rostov_01.jpg

«Ростов».   Артур Смольянинов

Сценаристы же «Ростова» Рамиль Ямалеев, Егор Головенкин об исторической правде позаботились куда больше. Их Козырь – красный командир, да, когда-то был в Ростове известным авторитетом, но в тюрьме и на войне пересмотрел свои взгляды, и то, что его назначили в послевоенном Ростове руководить уголовным розыском, не вызвало никакого удивления – легендарный комбриг, член Реввоенсовета СССР Котовский тоже в молодости был уголовником, а кем стал! Козыря играет Артур Смольянинов, и, надо сказать, ему веришь. И в то, что герой был бандитом, и в то, что перековался, стал настоящим идейным борцом с бандитизмом. И он вызывает симпатию. В отличие от него, Подкидыш какой-то немотивированно злой, всех (ментов, коммунистов, уголовную шантрапу) презирает-ненавидит, а Козырь – человеколюбивый, и своих сотрудников бережёт, и уголовников, на ком крови нет, тоже. И гакает обаятельно.

Сериал похож на «Ликвидацию», но, к сожалению, той плотности жизни, страсти, характеров, тех красок нет. Ростов-папа не меньше Одессы-мамы, но смотрелся довольно куцым городком.

И здесь ещё одно, что объединяет сериалы. В «Ростове» нет ни Ростова, ни Дона. А в «Подкидыше», действие которого происходит в Новгороде и Ленинграде, нет ни Ленинграда, ни Новгорода – видно, продюсерам приходилось экономить на всём: и актёрский ансамбль очень неровный (после того как убили очень яркого бандита Котелка в исполнении Ивана Охлобыстина следить особо было не за кем), а уж о декорациях, предметах быта, приметах и городских пейзажах 20-х годов и говорить не приходится. 

Тэги: Александр Кондрашов Криминал Ростов Иван Охлобыстин Антон Шагин Аглая Тарасова Подкидыш
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дочь за отца!

    12.10.2022
  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS