Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2022 г.
  4. № 16 (6830) (20.04.2022)
Литература

Раздвигает занавес рассвет

20 апреля 2022

Алексей Глуховский

Родился в 1955 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Работал на радио, в других СМИ. Стихи начал писать в студенческие годы. Тогда же увлёкся поэтическим переводом. Переводил с сербско-хорватского, французского и немецкого языков. Печатался в «ЛГ», участвовал в поэтических проектах «Художественной литературы». Автор двух поэтических сборников.


 

 

Поэзия

поэзия соломинка моя

спасение во время наводненья

единственный просвет среди затменья

единственная форма бытия

как будто бы держусь за поплавок

ослабшими и скользкими руками

и лёгкие наполнив пузырями

вдруг вынужденный делаю нырок

и знаю что подняв меня со дна

мне дашь сухую тёплую одежду

а вместе с нею шаткую надежду

на осознанье завтрашнего дня

я ощущаю твой неровный пульс

когда стихотворением чревата

ты смотришь на меня так виновато

что я узнать причину не берусь

я становлюсь с тобою сам не свой

и чувствую смущенье и неловкость

и сердца обескровленную ёмкость

спешу наполнить заново тобой

Была зима

(к стихотворению Б. Пастернака «Снег идёт»)

Была зима, и падал снег.

Привычно двигалась планета.

Жил на планете человек

на перекрёстке тьмы и света.

Он по ночам стихи писал,

потом, сжигая их в камине,

он вновь зарок себе давал,

не возвращаться к ним отныне.

Средь ночи выходил во двор

вдохнуть густой колючий воздух,

полюбоваться на ковёр,

что для него соткали звёзды.

Потом, вернувшись в кабинет,

отогреваясь у камина,

писал про зиму и про снег,

что шёл и шёл

неутомимо.

 

На кухне

сижу отшельником немым

на кухне точно в тесной келье

стихи пишу глотаю дым

свести пытаюсь параллели

между собой соединить

что в жизни не было и было

стихи дают мне силы жить

и тут же отнимают силы

 

Новый снег

Есть запах арбуза

у нового снега,

который хрустит у меня

на зубах.

Есть привкус тревожности

в оттиске следа,

что кем-то оставлен,

возможно, в бегах.

Есть белая мертвенность

голой берёзы

и зимнего солнца

горящий янтарь,

когда зарождаются

метаморфозы,

в себе растворяя

осеннюю хмарь.

 

Луч

Отхожу от зимы, как больной от тяжёлого бреда.

Небо жадною губкой вбирает в себя синеву.

Отступает хандра, и весна наступает победно.

Рад тому, что очнулся, а значит, покуда живу.

Воздух словно отмыт. Как стекло, он прозрачен

и светел.

Распаляя рассвет – словно факелом – рыжим хвостом,

юркий солнечный луч, на забор перепрыгнувший с ветки,

робкой белкой застыл перед новым изящным

прыжком.

 

Слово

За окном то ли дождь,

то ли снег –

словно жизнь, затянулось ненастье,

за стеной то ли плач,

то ли смех,

то ли радость, а то ли несчастье.

На душе то озноб,

то покой,

то заботы,

то отдохновенье.

Всё сильней недовольство собой,

всё острее моменты прозренья.

Водосточная воет труба,

исполняя печальное соло.

Подарила мне Слово судьба –

мне бы справиться только со словом.

 

Сжались дни

Не хватает ночи,

чтоб уснуть.

Даже самой длинной зимней ночи.

Сжались дни

и сделались короче.

И яснее жизненная суть.

Уж пора бы важные понять,

в сущности,

совсем простые вещи.

Те, что тихо шепчет

ветер вещий,

предлагая данность мне

принять.

Раздвигает занавес

рассвет,

как в театре, медленно

и чинно.

Грусть моя всё чаще

беспричинна.

И необъясним её сюжет.

 

В парке

Я слушал в парке пианиста.

Ласкала клавиши рука.

Текла то медленно, то быстро

из-под руки его – река.

 

Тянулись к облакам платаны,

подставив плечи небесам.

Вдруг, уступая фортепиано,

умолкли птичьи голоса.

 

Забытый вальс Ференца Листа

уравновешивал покой,

а из-под пальцев пианиста

струилась музыка рекой.

С Превером

Птичьей стаей в оперенье рыжем,

в воздухе,

пропитанном дождём,

осень закружилась над Парижем

в танго необузданном своём.

Отмирают годы, словно листья,

под ногами стелются ковром.

По-французски «грустный»

будет «triste».

Мы грустим с Превером под дождём.

Наблюдаем медленную Сену

и в леса одетый Нотр-Дам.

Ливень на воде взбивает пену

и с рекой уходит в океан.

Мне поэт читает стих давнишний.

Мы стоим, задрав воротники...

Между нами дождь,

как третий лишний,

тонет в ряби пасмурной реки.

 

По мотивам М. Шагала

За окнами почти что рассвело.

В домах, мерцая, догорают свечи.

Откуда-то туману нанесло –

над крышами, над церковью, над речкой.

Земное притяженье – ерунда.

Любовь не подвергается расчёту.

Влюблённые, покинув города,

пускаются в безумные полёты.

Бесшумно набирая высоту

над лесом, над рекою, над полями,

в своих сердцах лелеют красоту.

И чувства распускаются крылами.

 

Красивые женщины

Красивые женщины ходят по городу,

дразня и смущая своей пестротой.

И все до одной вызывающе молоды,

пейзаж городской украшают собой.

 

Они на меня – никакого внимания.

Бывало иначе. Где те времена,

когда я у них находил понимание?

И женщины тоже любили меня.

 

Красивые женщины ходят по улицам,

достойные, чтобы сниматься в кино.

Красивые женщины с кем-то целуются,

за кем-то уходят, увы, не за мной.

 

Вещность

Всё то, к чему сегодня прикасаюсь,

в чём нет души, что холодно, как лёд,

и в зеркале безмолвно отражаясь,

застыло – всё меня переживёт.

 

Дверная ручка, гладкая на ощупь,

дубовый шкаф, приставленный к стене,

и раритетов высохшие мощи –

все будут жить, не помня обо мне.

 

В предметах закодирована вечность,

её секрет неведом никому.

Нетленности подверженная вещность,

необъяснима сердцу и уму.

 

Предметы перейдут в другие руки,

почувствуют другой пытливый взгляд.

И после нас новейшие науки

бессмертия загадку объяснят.

 

Время

(после прочтения «Письмовника» М. Шишкина)

Со временем

такая вот петрушка —

чем ближе край,

тем прошлое видней.

В часах настенных кликает кукушка,

ведя отсчёт

чужих годов и дней.

По чьей-то воле сдвинутые стрелки

изменят устоявшийся уклад,

и с временем невыгодная сделка,

перенесёт нас на века назад.

Из всех живых существ на этом свете

лишь человек

сознаньем наделён.

Он знает всё про неизбежность смерти,

про смену

и взаимосвязь

времён.

Про то, что

к непременной катастрофе

жизнь каждого

однажды приведёт.

И время нам не врач,

а сладкий морфий –

болезни не излечит,

но уймёт.

А мы, как предки,

будем письменами

вести дотошно наши дневники,

чтоб сохранить,

нетленное с годами,

записанное нами

от руки.

 

Стихи ни о чём

С утра проснулся –

слава богу!

О двух ногах, о двух

руках...

Ночная схлынула тревога,

и под кровать забился

страх.

И снова радуешься звукам

и можешь солнцу подмигнуть,

и прокричать ему:

«А ну-ка,

сыграй со мной

во что-нибудь»!

Выходишь прочь,

почти раздетый,

стоишь, как пугало,

в саду,

слепой от утреннего света,

со вкусом яблока

во рту.

И чутко слушаешь,

как птицы

высокий пробуют регистр,

и вдруг захочешь

с ними слиться,

вступая в звонкий

пересвист.

Пьёшь на террасе

горький кофе,

следя за солнечным лучом,

и про себя

бормочешь строфы

стихов без смысла –

ни о чём.

 

Спам

Мы общаться

когда-то умели –

по делам или

по пустякам,

а теперь посылаем емейлы,

прямиком уходящие

в спам.

Мы дружили друг

с другом вживую,

выпивали, читали стихи.

Не расходуя жизнь вхолостую,

проживали

наперегонки.

Пополняли амурные

списки,

всем подряд

признаваясь в любви,

отправляли далёким

и близким

откровенные письма свои.

Мы давно уже стали другими,

точно влили чужую

в нас кровь.

Писем больше

не пишем любимым,

в эсэмэски вмещаем любовь.

Словно сделались

вдруг равнодушней,

на слова и на чувства скупей.

Успеваем чуть больше,

разрушив

что-то важное

в жизни своей.

 

Туман

Тумана пелена упала

на кроны пожелтевших слив,

тугие ветви спеленала,

от сада дом отгородив.

Нечёткость мыслей

и предметов.

Размытый импрессионизм –

туман скрывает силуэты

и вдоль стволов стекает вниз.

Траву прилизывает влажным,

как у собаки, языком,

но рядом не присядет даже,

оставив ласки на потом.

 

на карантине

пустынны площади

и улицы

дома закрыты

на замки

беспечно голуби целуются

любым запретам

вопреки

лишь старики

гуляют парами

словно в замедленном кино

себя не ощущая

старыми

иль позабытыми

давно

как будто за колючей

проволокой

мы за невидимой

стеной

накрытые тревожным облаком

к земле прибиты

тишиной

запрещены рукопожатья

прицелы сбиты и беда

ориентиры и понятия

размыла раз и навсегда

 

День

Едва Господь вплеснёт,

как в чёрный кофе,

в ночной отвар

парного молока,

сквозь дымку утра

обозначив профиль –

погонит тучным стадом

облака.

Откроется простор

лугов небесных,

где пища есть для

плоти и души.

День проведя

в молитвах бессловесных,

прожить его скорее

не спеши.

 

Черновики

Разбросанные как попало,

передо мной – черновики.

Ночная лампа вполнакала

обводит контуры руки.

А по руке живые токи

бегут, разрядами искря,

собою зажигая строки,

что взяты из небытия.

 

В Коктебель

Здесь море чёрное,

как дёготь,

и Кара-Дага мрачный вид,

здесь Чёртов Палец

точит коготь

и строго путникам грозит.

С битком набитым чемоданом

пойду на поиски жилья,

его мне сдаст

почти задаром

хозяйка прежняя моя.

Через квадратное оконце

мне будет виден виноград,

а по утрам – немного солнца

сквозь старый персиковый сад.

Долой цивильные одежды!

Я в тишине уютных бухт

в себя впитаю,

как и прежде,

Максимилианов*

вечный дух.

И в честь свиданья

с Коктебелем

в стакан шампанского плеснув,

вдоль сорок пятой параллели

на пляже сладостно усну.

 


*Максимилиан Волошин.


* * *

не только пенье

птиц в саду –

здесь слышно

как деревья дышат

как тёплый ветер

на лету

их кроны белые

колышет

они прозрачны

на просвет

за ними проступают

дали:

полей весенних разноцвет

плывущих облаков

детали

а на закате солнца

диск

багрово освещая

запад

как чудо-НЛО завис

в предвосхищенье звездопада

 

Акустика любви

Прости мою рассеянность порой

и то, что я тебя подчас

не слышу.

Возможно, слух мой

этому виной,

иль просто говорить

ты стала тише.

Да я и сам невнятен

стал в словах,

им в голове невыносимо тесно.

Они, как отсыревшие дрова,

лишь дымовую делают завесу.

Я многому внимаю

и без слов,

без голоса и знаков препинанья.

Отточена, как лезвие, любовь

и большего не требует

признанья.

 

Прохожий

Я всего лишь случайный прохожий,

что попался навстречу тебе.

На кого-то обычно похожий.

По лицу, по глазам, по судьбе –

все меня узнают и кивают,

только мне ни один не знаком.

Я иду к остановке трамвая.

Не иду, а спасаюсь бегом.

От улыбок на каменных лицах,

что застыли на фоне Кремля.

Я прохожий, я мира частица.

И готов хоть в кого превратиться,

лишь бы только узнала меня.

 

Выходной

после дождя парила мостовая

день выходной над городом парил

и голубей испуганная стая

парила в небе

из последних сил

день был ленивый

не спешил прощаться

но все же понемногу убывал

и я почти испытывая счастье

его своим бездельем убивал

я шёл дыша асфальта испареньем

зонтом пижонским

подпирая шаг

и старое своё стихотворенье

с большим трудом

зачем-то воскрешал

 

Характер

Я не люблю, когда стреляют в спину.

Высоцкий

Я не люблю отъявленного хамства,

когда мне в душу запросто плюют.

Не выношу покорности и рабства

с попытками запрячь меня в хомут.

Предательство всем сердцем ненавижу,

когда оно исходит от друзей,

когда мне лгут открыто и бесстыже,

доверчивостью пользуясь моей.

А в остальном

я добрый и пушистый

и редко неприятностей ищу.

Лишь изредка, облёкшись в пессимиста,

о чём-то философски загрущу.

Запасник

Моя голова, как запасник

набросков и черновиков.

Со слуха записанных наспех

и не расшифрованных снов.

Хранящихся в памяти чисел,

в которых пропала нужда,

и всех не отправленных писем

(кому, почему и куда?)

На полках соседних томятся

столбцы недописанных строк.

Они мне ещё пригодятся,

коль свежести выдержат срок.

 

Февраль

Что за белые птицы

надо мною всё кружат

и кружат,

словно ангелов сонмы спустились с холодных небес.

Или это февраль над землёю старательно вьюжит,

поднимая на воздух колючую снежную взвесь.

 

Сам Господь допустил эту снежную неразбериху

и послал своих

вестников грешную землю мести.

Но уляжется всё,

трубы ангелов тоже утихнут.

Мы останемся здесь, чтобы прежний порядок блюсти.

 

Деревня

Деревня опустевшая,

как нищенка – в пыли.

Фундаменты осевшие

до уровня земли.

 

Стоит трава не кошена,

завален на бок дом

и крыша запорошена

золою и песком.

 

Окошки веки смежили

и смотрят в никуда.

Здесь жили или нè жили,

не вспомнить – кто? когда?

 

Топили печку русскую

и в ней варили щи.

А вечерами тусклыми

гоняли чертовщин.

 

Теперь стоит заброшенный,

с изломанной судьбой.

И крыша запорошена

несвежею золой.

 

На винограднике

Под солнцем тяжелеет споро

и набирает аромат

через невидимые поры

зеленобрюхий виноград.

В своих мечтах готов искриться

в бокалах молодым вином,

а всё ж приходится томиться

пока что в облике ином.

 

Рядами ровными по склонам

сбегает тонкая лоза.

Здесь люди местные – с наклоном,

от солнца выцвели глаза.

 

Им этот тяжкий труд знакомый

давно написан на роду.

В вино добавить самогону –

и можно взяться за страду.

 

Кто это там

кто это плачет под окном

с очами полными отчаянья

здесь оказавшийся случайно

и в нашей жизни ни при чём

 

кто это там стучится в дверь

настойчиво чрезвычайно

но безопасный изначально

проголодавшийся как зверь

 

кому понадобился я

среди октябрьской тихой ночи

в которой

только сыч хохочет

пытаясь разозлить меня

 

я не люблю ночных гостей

они – предвестники ненастья

крадущие чужое счастье

разносчики дурных вестей

 

когда ко мне стучатся в дверь

в осеннюю сырую полночь

я Бога не зову на помощь

во осознании потерь

 

во здравие перечисляю всех

кому хоть чем-нибудь обязан

с кем в сердце неразрывно связан

с кем сблизили и смех и грех

 

утро на даче

так будто бы оно

ему узкó

луч света проникает

сквозь окошко

как нитка сквозь игольное ушко

как в щель дверную – ласковая кошка

 

струится воздух тёплым молоком

всё больше разрежается под утро

так лета дух просачиваясь в дом

крепчает только с каждою минутой

 

да здравствует июльская жара

и дни бездельем полные на даче

когда прохладным языком заря

тебе лицо оближет

по-собачьи

 

захочет обновления душа

и с каждой чашкой выпитого чая

жизнь вроде

прибывает не спеша

на самом деле только убывая

 

* * *

длинными стали

тёплые ночи

жизнь обмелела

стала короче

 

жизнь обмелела

сделалась уже

с памятью тела

туже и туже

 

с памятью сердца

лучше и лучше

смотрится детство

в летние лужи

 

капля за каплей

сею сквозь сито

то что навряд ли

будет забыто


Тэги: Поэзия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS