Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 апреля 2022 г.
  4. № 17 (6831) (27.04.2022)
Культура Колумнисты

Тайное становится явным

27 апреля 2022

Сегодня, 27 апреля, если ничего не изменится, в театре «Сфера» должна пройти пресс-конференция художественного руководителя театра народного артиста России Александра Коршунова и его коллег, не согласных с решением Департамента культуры Москвы об объединении театра «Сфера» с театром «Эрмитаж».

 

Раздел театров – процесс мучительный, каждый такой раздел – во МХАТе, в Театре на Таганке, Ермоловском театре – оборачивался не только драмами, но и человеческими трагедиями; объединение театров, как выясняется, тоже не всегда происходит мирно.

Но и бороться за «суверенитеты», мне кажется, тоже не всегда разумно.

Помните знаменитую статью Марка Захарова «Зачем Москве 200 театров»? В Москве, возможно, театров даже больше двухсот, имея в виду частные, антрепризы и любительские или полулюбительские театры-студии, из них больше 80 – в ведении столичного Департамента культуры. Кто помнит, как из 35–40 московских театров вдруг – буквально за 10–15 лет – их стало 80 с лишним? Самый конец 80-х был ознаменован обретением государственного статуса несколькими на тот момент уже знаменитыми московскими театрами-студиями – Табакова, на Юго-Западе, на Спартаковской (нынешний «Модерн»), «У Никитских ворот»… Потом родились ныне знаменитые «Геликон-опера», «Мастерская Петра Фоменко», так и оставшийся частным театр «Квартет И». Где десятки других? Однажды, получив возможность ознакомиться с реестром столичных театров, получающих бюджетную поддержку, я был обескуражен, натыкаясь на названия, о которых никогда не слышал и спектаклей которых никогда не видел в еженедельнике «Досуг в Москве», который мы выписывали много лет.

Но были и известные, которые рождались по воле знаменитых артистов, которым то ли кому-то из близких, то ли самим в голову в какой-то момент приходила мысль «А не обзавестись ли собственным театром в Москве?». И добрый тогдашний градоначальник каждому шёл навстречу, и в Москве появлялся новый театр, никому, в общем, не нужный. Потому что театр, в отличие от, к примеру, нового йогурта или новой модели автомобиля, не может появиться по одному хотению и чьему-то ещё велению. И история театра – тому подтверждение: подобно революционной ситуации, театр требует совпадения если не многих, то хотя бы нескольких причин, и все знаменитые театры рождались исключительно в результате совпадения этих нескольких естественных причин и обстоятельств. Сперва появлялась труппа, компания талантливых людей с лидером во главе и лишь потом – указ императрицы, или решение Моссовета, или Министерства культуры и т.д. и т.п.

Нынешнему руководителю Департамента культуры Москвы Александру Кибовскому досталось огромное театральное хозяйство, в котором очень много хозяйства и совсем немного – театра. Потому что театр, о двадцати с лишним спектаклях которого театральная общественность вообще ничего не слышала, к сожалению, нельзя назвать театром в полном смысле слова. Театральная среда по-прежнему живёт разговорами и слухами, и если на одной из маленьких сцен Вахтанговского театра выходит интересный спектакль о Сулержицком, эта весть стремительно облетает театральную Москву. Спектакль скромный, но многое рассказывающий как раз о рождении театра, о неизменных источниках и причинах.

Невозможно представить – даже со знанием о не всегда вегетарианских привычках советской власти – присоединение Театра им. Ленинского комсомола с главным режиссёром Захаровым к Театру на Малой Бронной с Дунаевым и Эфросом. А присоединение Театра Джигарханяна к Театру сатиры – другая история, в которой о потерях для театрального искусства говорить не приходится.

Пожалуй, единственное, чего в этом присоединительном процессе недостаёт, это разговора с людьми. Будучи подписчиком соцсетей московского градоначальника, я каждый день читаю, что он делает, и каждый день Сергей Семёнович рассказывает, что нового для малого бизнеса, что для юных москвичей, что для зрелых. Что с дворами, что с тротуарами… Это – важно, на мой взгляд. Как и советы с профессиональной общественностью, которая, думается, не стала бы спорить со многими решениями и объяснила бы, что «Сфера» и «Эрмитаж» – другой и особый случай, что сентиментальные ценности в театре – может быть, самые дорогие и, относясь к нематериальному наследию, в театре являются хорошим строительным материалом.

Тэги: Григорий Заславский Театральное дело Григория Заславского
Обсудить в группе Telegram

Григорий Заславский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гармоничный человек

    06.07.2022
  • Боль и грусть – в надежде

    15.06.2021
  • Есин так сказать

    16.12.2020
  • Сац снова стала жертвой репрессий

    14.10.2020
  • Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

    02.09.2020
  • Аббревиатуру ГИТИС придумал Мейерхольд

    89 голосов
  • Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

    46 голосов
  • Россия – чёрная дыра?

    39 голосов
  • Театроведы или товароведы?

    37 голосов
  • Есин так сказать

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS