Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2022 г.
  4. № 18 (6832) (04.05.2022)
Культура

Это просто праздник какой-то!

К столетию Владимира Этуша

04 мая 2022
Владимир Этуш в «Кавказской пленнице»


Этуш был крупный, горячий, заводной и всегда играл самую любимую и нахрапистую отрицаловку. Обобщённого испорченного царька, неугомонного в мелких злодействах. Этакого кавказского Ноздрёва.

Периферийных султанов.

Колоритных бонз местного значения.

Вороватых итальянцев.

Карабаса.

Вращал глазами, химичил с Шуриками, звал на помощь небеса и смотрел в подзорную трубу.

Дул в бас-геликон: пумц-пумц-пумц.

Его домом был театр, и кинематограф был его театром. Начав сниматься в допотопном 53-м, сыграл всего в трёх чёрно-белых картинах – настолько тянулось к нему кино яркое, пышное, чрезмерное и аляповато-величавое; такое же, как его герои. Все эти короли, наследные принцы и фальшивые итальянцы были совершенно сценической природы: приложив руку к сердцу, произносили цветистые клятвы, трясли рыжей бородой и закрывались от ядер рукавом атласного халата. Карабас рулил собственным кукольным театром и вешал наглых мальчишек на гвоздик.

Но вмешались 60-е, подкатил реализм и правда жизни, в которой бурный темперамент Этуша годился только для ролей сынов Кавказа. Их он и сыграл, трёх подряд, в усах и хромовых сапожках: товарища Мамедова («Время летних отпусков»), товарища Калоева («Председатель») и товарища Саахова («Кавказская пленница»). Первый заведовал нефтепромыслом и ещё был человеком, несмотря на сапоги, второй командовал местным КГБ и был конченым прохвостом, третьего и так все знают. Путал личную шерсть с государственной, раздавал небольшие, но очень ответственные поручения, признавал ошибки и не мог сесть. Обращение «товарищ Шурик» прилипло к артисту Демьяненко навеки.

Это уже опять была цветная буффонада, хоть и притворявшаяся курортным фельетоном про отдельные недостатки. Цирк снова зажигал огни, а Иванушка-дурачок шёл за чудом. Можно было обратно перквалифицироваться в короли.

Этуш опять поднимал бровь, нёс тарабарщину, требовал коня и поливал дерево дружбы из лейки. Четырежды сыграл у самой театрализованной из киносказочниц Надежды Кошеверовой. И постоянно, буквально бесконечно обедал. Диалог из «Неисправимого лгуна» прочно засел в народной памяти: «– Его высочество наследный принц Бурухтании эмир Бурухтан Второй Второй спрашивает у своего высокочтимого гостя, как ему понравился фазан по-деревенски под майонезом, начинённый креветками, орехами и плодами манго. – Передайте его высочеству наследному принцу, что такого превосходного фазана под майонезом по-деревенски, начинённого орехами, креветками и плодами манго, я уже давно не ел».

И весь этот балаган творил вообще-то профессор, а после ректор Щукинского училища, базовой школы Вахтанговского театра, где сто лет играют «Принцессу Турандот» (Этуш был Бригеллой) и упорно совмещают академизм с арлекинадой. Глядя на Карабаса в домашнем колпаке, целые поколения вахтанговцев ощущали себя деревянными человечками с золотым ключом за щекой. Хорошо помня фразу «Как дам больно!» и обращение «деточка моя», знали: погневается и простит.

Воевал. В 22 имел тяжёлое ранение, три звезды на погон и «Звёздочку» за Моспино (это слева от Иловайска, да-да, того самого). В послевоенных спектаклях при бутафорской стрельбе рефлекторно бросался наземь. Сам смеялся потом.

Сын нэпмана хорошо знал, что такое 12 стульев, пять золотых, три магнитофона и три замшевых пиджака (как и два папиных ареста). Частника Шпака и зицпредседателя Фунта играл буквально с натуры.

После непутёвых папаш-королей в «Ослиной шкуре» и «Старой, старой сказке» у него дочь сбежала с иностранцем.

Такой человек.

Война, нужда, бескормица, аресты – всё превращалось у него в какую-то сплошную метерлинковскую «Синюю птицу». Плюсуя и заостряя, среди прозы и быта прожил всласть предлинную, цветастую, феерическую и совершенно ренессансную жизнь с гвоздикой за ухом и в кремовом костюме с пятнами винограда и персиков.

Мистерия-буфф, дорогой, клянусь, честное слово.

 

Тэги: Век Денис Горелов Владимир Этуш
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • С надеждой на перерождение

    18.01.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS