Алексей Осипов. Зачем Бог?! – М.: Эксмо, 2023. – 256 с.
Суть книги известного богослова Алексея Ильича Осипова в том, что внешние одежды религии не должны быть значимее её тела – духовной жизни, прочным фундаментом которой является молитва. Если обряды становятся значимее внутреннего устремления к Богу, соблюдения заповедей, борьбы со страстями, то человек утрачивает связь с Ним, что приводит к душевной и затем физической немощи.
Рассчитанное на широкую аудиторию издание представляет собой сборник любопытных вопросов телезрителей и глубоких ответов на них, прозвучавших из уст А.И. Осипова на канале «Спас».
Людям, не имеющим религиозного опыта, будет весьма полезно узнать научно подтверждённый факт: «...в истории человечества не было ни одного безрелигиозного народа, ни одной атеистической культуры» (с. 14). Развивая тему, автор книги утверждает: «...в человеке изначально есть ощущение того, что кроме нашего плоского мира есть мир иной». По его меткому замечанию, в периоды тяжёлых испытаний для отдельного человека или больших групп людей это чувство усиливается, и даже неверующие говорят, что на войне нет атеистов (с. 18). Почему?
В книге не дан ответ. Однако он есть. Человек двойственен: божественен, вечен по сути и несовершенен, смертен по форме. Чтобы ощутить божественное в себе, необходимо отрешиться от временного. Когда есть реальная угроза жизни физического тела, происходит отрешение и подсознательно, в глубине души мы устремляемся к Богу как единственной точке опоры. Войны, катаклизмы, тяжёлые заболевания отрывают людей от привычных благ и подталкивают к вечности – Богу и любви.
Вышеперечисленные средства отрешения являются принудительными. Возможно ли ощутить в себе Божественное начало без костоломных способов? Да, если верить в Бога и развиваться добровольно на трёх уровнях: души (наших глубинных чувств), ума и тела. Во-первых, стоит постоянно заботиться о душе, соблюдая заповеди во имя любви, а не ради награды свыше или людской похвалы. Во-вторых, познавать мир, приобретая знания, способные сделать счастливыми себя и окружающих. В-третьих, тренировать тело в хорошем настроении.
Отдача энергии на фоне радости позволяет нам получить ещё больше любви и жизненных сил от Бога. Образно говоря, мы – мобильные телефоны, отдача энергии души, ума и тела – зарядное устройство, Всевышний – источник электроэнергии. Без улучшения характера, развития интеллекта, физической нагрузки человек ослабевает, отдаляясь от Бога, который даёт всё то, что мы называем счастьем.
Образ Бога в каждой религии свой. «Бог – это врач, а не судья и не палач» (с. 18) – таким воспринимает Всевышнего автор книги – ревностный православный, который 60 лет преподаёт различные дисциплины в Московской духовной академии (МДА), расположенной на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Правда, далеко не все, кто себя называют христианами, способны с благодарностью Богу принять лекарство, которое Он прописал. А.И. Осипов обращает особое внимание на то, что «причиной Его (Иисуса Христа. – Прим. Э.К.) пришествия на землю было духовное исцеление человека, которое только одно и способно сделать нормальной всю земную жизнь» (с. 32). Когда человек вольно или невольно нарушает духовные законы, проистекающие от Бога, который есть любовь, то наступают страдания (здесь или по смерти). Они никогда не бессмысленны, но являются свидетельством процесса исцеления (с. 86).
В чём особенность христианской церкви? «Важно различать понятие Церкви как таинственного Тела Христова (см. Еф. 1: 22–23), которое составляют только христиане, искренне стремящиеся жить по заповедям Евангелия (см. Рим. 12: 5), и понятие Церкви как общества всех верующих во Христа, имеющих общественную организацию, членами которой считаются все крещёные независимо от степени их веры и даже нравственной жизни» (с. 30).
Церковь в первом значении – богочеловеческая реальность, принадлежность к которой определяется не саном, не авторитетом, но исключительно сердечной чистотой, совестливой жизнью по заповедям. Осипов справедливо подчёркивает: «От человеческого взора скрыто, кто и в какой степени является действительным, а не номинальным членом Церкви» (с. 30). Заслуженный профессор МДА призывает Церковь быть проповедником духовного и нравственного исцеления человека, не превращаясь при этом в подсобный инструмент государства для решения его земных проблем» (с. 33).
На протяжении последних двух лет живу в Сергиевом Посаде, регулярно посещаю лекции Алексея Ильича и воочию наблюдаю глубочайший кризис институтов священства и монашества. Самомнение, высокомерие, нежелание держать слово, трусость, неумение достойно выходить из конфликтных ситуаций – эти отрицательные качества характера стремительно развиваются у некоторых священников и представителей так называемого учёного монашества. Конкретных лиц называть не стану, поскольку причина духовно-нравственной деградации служителей культа и монашества кроется в несовершенстве системы, частью которой они являются.
Бог един. Это означает, что всё, что Им создано, едино и несёт в себе Его незримую часть. Поэтому для познания Творца и устремления к Нему не стоит отказываться от материального в угоду духовному. Необходимо цельно воспринимать мир и всесторонне развиваться, при этом соблюдая систему приоритетов. Сначала забота о душе, затем – об интеллекте, в последнюю очередь – о теле. Проще говоря, умение любить, дружить, заботиться о других, сострадать, прощать, не унывать важнее любых знаний, способностей, талантов, физического здоровья, силы и красоты.
Любые религиозные концепции – временное явление. Человечеству для выживания и развития необходимо их пересматривать, стараясь глубже осознать истины, изложенные в священных книгах. Пора понять и почувствовать: ошибочно ставить во главу угла как духовное, так и материальное. Для верующего главная цель жизни – увеличение любви к Богу посредством гармоничного развития души, ума и тела. Если же уйти к какую-либо крайность, то неминуемо начнётся деградация личности. Любые крайности – признак осознанного или неосознанного удаления от Бога. Поистине верующий способен органично сочетать противоположности, не разрезая мир пополам. Для такого человека и духовное, и материальное являются частью единого Творца.
Возвращаясь к книге А.И. Оси¬пова, отмечу, что она пронизана цитатами святых отцов, поскольку «важнейшим критерием истинности в православии является голос тех, кто действительно стал один дух с Господом» (с. 254). Мне ложатся на душу слова преподобного Иоанна Лествичника: «…совершенство чистоты есть начало богословия» (с. 55). Комментируя их, профессор пишет: «Мир Божий открывается человеку только при очищении души от страстей, и это является главнейшей задачей христианина» (с. 55–56). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Эти слова Христа свидетельствуют о том, что человек, не знающий многих вероучительных тонкостей, но живущий по заповедям Божиим, может достичь видения Бога (с. 56).
Сущностью религии, единственным средством связи человека с Богом автор книги называет молитву. Что она даёт нам? Любопытные ответы читатель может найти на с. 181–211.
Полезно начать учиться сердечной молитве, когда не просто уста шепчут слова и ум концентрируется на их смысле. Сердечная молитва, словно пуховое одеяло, согревает душу, помогая ей прощать, не осуждать, не бояться неожиданных ситуаций и ухода в мир иной. Искренняя молитва даёт силы для преодоления пороков, поскольку открывает глубины души, где человек напрямую общается с Богом. Перед молитвой необходимо отрешиться от привычного. Воздержание от еды, пития, уединение, отстранение от мыслей о работе, близких помогают настроить душу для благоговейного обращения к Тому, Кто любит нас всегда.