Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Искусство Культура

«Снежинки» для примадонны

Несравненная Маквала Касрашвили принимает поздравления

18 мая 2022

Выдающаяся оперная певица, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, в течение нескольких десятилетий – ведущая солистка Большого театра, 12 лет совмещавшая выступления на сцене с работой управляющей творческими коллективами оперы Большого театра, а сейчас – помощник главного дирижёра – музыкального руководителя Большого театра, преподаватель Молодёжной оперной программы Большого театра, профессор Московской консерватории и Центра оперного пения Галины Вишневской недавно отметила очень красивый юбилей. В Москве этой прекрасной дате было посвящено несколько концертов в разных залах, а 22 мая концерт в честь Маквалы Филимоновны состоится в Большом театре, которому она посвятила всю свою жизнь – более 55 лет. Маквала Касрашвили пела на лучших оперных сценах мира, выступала в спектаклях и концертах с великими певцами и дирижёрами, всю жизнь дружила с Еленой Образцовой, Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Маквалу Филимоновну обожают поклонники и ученицы и бесконечно уважают коллеги. «ЛГ» поздравляет Маквалу Филимоновну, наше национальное достояние, последнюю примадонну Большого театра, с юбилеем! Многая лета!

– Маквала Филимоновна, вы не раз говорили, что вся ваша жизнь – это Большой театр. Что для вас было самого радостного и самого неприятного за время службы в нём?

– Самое радостное – возможность петь на сцене Большого театра с великими певцами и дирижёрами, тем более столько лет, сколько пела я. Ещё в 72 года я пела Тоску и Турандот. И конечно, то, что после ухода со сцены я осталась в нём работать в другом качестве – помощником главного дирижёра – музыкального руководителя и преподавателя Молодёжной оперной программы. А самое неприятное – это дела давно минувших дней, но из песни слова не выкинешь. Я всю жизнь дружила с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем, даже в период их опалы до того, как они уехали из СССР. А это не нравилось кому-то в верхах, и, когда Большой театр представлял меня к присуждению званий – сначала заслуженной артистки, потом – народной, мои документы в Министерстве культуры не рассматривали, неоднократно возвращали. В конце концов я звания получала, но переживала, конечно, из-за возвратов. В 1979 году я была приглашена в Метрополитен-оперу на партию Татьяны в «Евгении Онегине». Так одна певица Большого театра пришла к директору и сказала, что как это он отпускает Касрашвили в США? Она же там встретится в Вишневской и Ростроповичем! Директор испугался. Но на моё счастье министром культуры был тогда Пётр Нилович Демичев, который понимал значимость и ценность ведущих солистов Большого театра и разрешил мне поехать.

– И как прошёл дебют в МЕТе?

– Очень успешно! На поклонах меня публика не отпускала минут 20, без конца аплодировали, кричали «Браво, Маквала!». А потом откуда-то сверху на меня посыпались маленькие, тоненькие бумажки, как снежинки. Я сначала занервничала, так как не понимала, что это такое. Как позже объяснил мне Ричард Радзинский, который в те годы был артистическим директором Метрополитен, «снежинки» были высшей степенью признания певца, их удостаивались единицы.

– Раньше в Большом театре все постановки были очень красивые, богатые, а в последние лет 20 это постепенно ушло, как и в других знаменитых театрах мира. Как случилось, что в классических операх появились джинсы, футболки, помойки?

– Это началось не у нас, а в Германии. Если бы композиторы-классики были живы, они бы, конечно, никаких помоек не позволили. На лучших сценах мира оперы ставились в той эпохе, о которой или в которой они были написаны композитором и либреттистом, так их ставили великие режиссёры. Один из последних таких могикан – Франко Дзеффирелли, в честь 95-летия которого в Кремлёвском дворце был проведён Оперный бал. Меня как оперную артистку воспитал великий режиссёр Борис Александрович Покровский. Было счастьем уже только жить с ним в одно время, а тем более – работать с ним в Большом театре! Потом пришло другое поколение режиссёров, которые в силу разных причин не могли повторить масштабные исторические постановки, и они предложили свой подход и свой язык. Иногда у них получается талантливо и даже убеждает. Я, например, очень рада, что участвовала в «Евгении Онегине» в прекрасной режиссуре Дмитрия Чернякова на сцене Большого театра. Но безобразных постановок много, конечно, во всём мире.

– Вы неизменный член жюри обоих конкурсов Елены Образцовой – молодых оперных певцов и юных вокалистов. Чем эти вокальные конкурсы, проводившиеся с её участием, отличаются от конкурсов, которые проходят без неё?

– Что касается оценки участников, то никаких изменений нет. А вот атмосфера конкурсов теперь другая. Елена Образцова своим присутствием, своей невероятной личностью, своим талантом вдохновляла как участников, так и членов жюри. Атмосфера при ней была очень приподнятая. Но и сейчас великие певцы, дирижёры и концертмейстеры, которые соглашаются работать в жюри, делают это в память Елены и считают почётной для себя работу на конкурсах её имени. А когда жюри обсуждает исполнение участников, Елена Васильевна незримо присутствует среди нас. Это особенно чувствовалось на первом конкурсе, который проводился после её смерти. Члены жюри всегда предполагают, что бы сказала Елена о том или ином певце, чего бы ему пожелала в плане совершенствования.

– Скажите, пожалуйста, что для вас было уникальным в дружбе с Еленой Образцовой?

– Елена была очень сильной личностью. С огромным юмором, жизнелюбием, жизнерадостностью. Она была как вулкан – непредсказуема в смысле творчества и разных неожиданных и приятных сюрпризов. Невозможно было не попасть под её фантастическое влияние – эмоциональное, энергетическое.

Она могла быть очень щедрой – снять с себя бриллианты, дорогие украшения и подарить. И мне, и кому-то ещё – просто дать. Как-то на день рождения она позвала меня к себе, сказала, что у неё для меня подарок: маленькая коробочка, а в коробочке – белая металлическая ветка и на ней – белые камни. Я подумала, что это бижутерия. Надо сказать, что в советское время, когда мы выезжали за рубеж, мы должны были декларировать свои украшения из драгоценных металлов. Я пишу: кольцо, кулон. Меня таможенник спрашивает, показывая на ветку: а это что? Я говорю: «Это бижутерия». Он: «Давайте проверим». Оказалось, что это белое золото с бриллиантами, которое тогда стоило бешеных денег.

В Елене уникально было всё: голос, исполнение, темперамент. Её дружба. Я Елену называла Леночек. Каждое утро я ей звонила или она мне… Мне её очень не хватает.

– Что для вас является главным в жизни вообще и в жизни артиста в частности?

– Главное в жизни – быть самим собой. А главное в жизни артиста, думаю, его профессия. Он должен отдать всего себя своему делу, раскрыться в своей профессии и выразить себя через искусство. Артист же – это не просто профессия, это призвание.

– Когда в театре вы зритель, что вам важно увидеть на сцене?

– Главное, чтобы то, что происходит на сцене, было естественным, убедительным. Не нарочитым. Это относится и к оперному театру, и к драматическому.

– Пётр Ильич Чайковский писал в одном из писем, что нельзя смешивать правду искусства и правду жизни. Что такое, по-вашему, правда искусства и правда жизни. И можно ли их смешивать?

– Правда жизни, в которой может быть много отрицательных, грубых моментов, на сцене должна передаваться более красиво, более возвышенно, а если это трагедия – то не утрированно. А правда искусства, думаю, в силе его воздействия на зрителя: когда вы не можете глазами и душой оторваться от сцены и потом всю жизнь помните данный спектакль и данных артистов.

– В советские годы был популярен лозунг «Искусство принадлежит народу», а в начале ХХ века – тезис «Искусство для искусства». Могли бы вы их прокомментировать?

– Искусство никому не принадлежит, но у людей должно быть стремление подняться на уровень понимания высокого искусства. Некоторые не воспринимают классическую музыку. Но есть и такие, которые, впервые попадая на концерт или музыкальный спектакль, обнаруживают в себе способность понимать, и оценивать, и впитывать в себя красоту, и от этого получать новые импульсы, новые ощущения жизни. Сергея Прокофьева при жизни часто ругали за его музыку, так как многие не воспринимали его музыкальный язык, потому что это было новое. И он как-то сказал тем, кто отвергал его произведения: «Вас надо поливать!» Как цветы поливают, чтобы они выросли и расцвели.

Беседу вела

Людмила Лаврова

 

Тэги: Людмила Лаврова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Создать будущее сейчас

    07.09.2022
  • Дотронуться сердцем

    17.08.2022
  • «Аида» как связь времён

    27.07.2022
  • Визитная карточка праздника

    29.06.2022
  • Четыре смерти, которых могло не быть

    13.04.2022
  • Автобус для Мазепы

    40 голосов
  • Псевдомастер из N-ского морга

    32 голосов
  • Четыре смерти, которых могло не быть

    32 голосов
  • «Вот как поет, что сердце замирает…»

    28 голосов
  • Снова сказкой позабавим

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS