Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Литература Библиосфера

Поединок без проигравших

18 мая 2022

Мария Степанова. Есенин vs Маяковский. Поэтическая дуэль. – М.: Центр книги Рудомино; Бослен, 2022. – 208 с.


Само название книги – «Поэтическая дуэль», как и имена Маяковского и Есенина, поставленные рядом, – сразу задаёт тон: сейчас нам расскажут о противоборстве, о сражении, о непримиримой вражде. Миф о ней укоренён в литературной среде настолько, что стал благодатной почвой для множества анекдотов и полуфантастических рассказов. Один из них приводит в книге сама Мария Степанова: это «воспоминание» Николая Вержбицкого о раз­говоре между поэтами, которого на самом деле никогда не было. Что примечательно – шутливом и достаточно дружеском.

Ознакомившись с книгой, читатель вряд ли сможет осудить желание Вержбицкого представить отношения этих двоих в чуть более «тёплом» свете.

«Поэтическая дуэль» происходит по всем правилам: каждая глава, будь то схожий этап биографии или волнующая тема, – это поле боя. Автор задаёт тему, и противники «стреляют по очереди» – вот вам история Есенина, вот Маяковского. Между главами – архивные фото, иллюстрации, плакаты и другие приметы эпохи, которую воссоздаёт Мария Степанова, описывая то Тверской бульвар, то Замоскворечье, то интерьеры литературных кафе. И во всём этом – в приверженности одним и тем же местам, а особенно в очаровательной бессовестности самопрезентации, видны точки сближения двух поэтов: «И Есенин, и Маяковский за созданным ими эстрадным образом хулигана прятали природную застенчивость и ранимость, о которой знали только люди из их ближайшего окружения». Вышедшие из разной культурной среды и предпочитавшие полярные творческие методы, они оба с почтением относились к Блоку, претендовали на «роль «Пушкина ХХ века», были увлечены Пикассо и критиковали друг друга, что «сопровождалось неизменным взаимным интересом друг к другу – к творчеству и к жизни». Есть все основания предположить, что этот взаимный интерес и его плоды и подтолкнули автора к написанию книги. Мария Степанова приводит множество воспоминаний современников о «подвигах» молодых эпатажных поэтов, об их словесных баталиях и публичных выступлениях, но это всё можно смело отнести к декорациям – стоит признать, крайне любопытным. А вот мысль о том, что, «соперничая, они хотели перещеголять друг друга, используя поэтические открытия друг друга, развивая их или наполняя новым содержанием», то и дело выходит на первый план. В этом ключе, например, рассматривается поэма Есенина «Сорокоуст», в которой Степанова обнаруживает отсылку к стихотворению Маяковского «От усталости».

Подобных нюансов в книге множество, особенно интересна в данном контексте глава о заграничных поездках, которая отчасти проливает свет на вопрос, неизбежно возникающий у читателя: так ли на самом деле были чужды друг другу Маяковский и Есенин? Оказавшись за пределами Страны Советов, они оба были восхищены технологическим прогрессом, урбанизмом и искусством Запада, но в итоге пришли к одному и тому же невесёлому заключению: «...они пишут об оскудении духа, об отсутствии культуры в её глубинном значении». И здесь, кажется, кроется тот самый нюанс, который упорно не позволяет увидеть в поэтах однозначных противников. И Сергей Есенин, чьё отношение к революции перестало быть одобрительным довольно скоро, и Владимир Маяковский, долгое время в представлении потомков бывший лишь «поэтом-агитатором», – оба мучительно любили свою родину, которая на их глазах проходила через необратимые изменения. Они по-разному смотрели на сущность творчества, на его предназначение и на роль художника в обществе, но всё это была полемика людей, одинаково одержимых тем, на что они положили жизнь, – служением искусству, которое для них обоих было неразрывно связано с культурой и судьбой своей страны.

Возвращаясь к названию книги – принято думать, что у наблюдающего за дуэлью непременно есть фаворит, на победу которого он рассчитывает. В случае с данным «поединком» подобная категоричность излишня. За ним просто интересно наблюдать, тем более что конец нам заранее известен – и Маяковский, и Есенин стали признанными классиками, интерес к которым не угасает и по сей день.

София Шпитонкова



Тэги: София Шпитонкова Мария Степанова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Знакомство с отшельником

    10.05.2022
  • «Символическая» любовь

    13.04.2022
  • Не унывай – читай!

    22.06.2021
  • Книжная вакцина

    30.03.2021
  • Книжная вакцина

    30.03.2021
  • Против беспамятства

    37 голосов
  • Знакомство с отшельником

    5 голосов
  • Кукла из семейного альбома

    5 голосов
  • «Символическая» любовь

    4 голосов
  • Не унывай – читай!

    3 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS