Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 мая 2019 г.
  4. № 20 (6691) (22.05.2019)
Общество Дискуссия

Сквер или храм?

Писатели из Екатеринбурга о конфликте, вышедшем на «федеральный уровень»

22 мая 2019
15 мая, Екатеринбург. Начало протестов

Протесты против строительства храма в центре Екатеринбурга по многим приметам напомнили Майдан. В соцсетях актуализировались мемы: «титушки», «онижедети», «кто не скачет…». СМИ либерального толка увидели в событиях «преступления режима», провластные медиа – репетицию переворота. В чём суть конфликта?


Бог любит троицу?

Поселившись два с половиной года назад в Екатеринбурге, я был приятно удивлён: нет знаменитой уральской гопоты, люди приветливые и улыбчивые, в рюмочных спорят о поэтике Рыжего и Евтушенко, на улицах, в отличие от Москвы, почти нет полиции, даже протестные митинги проходят как народные гулянья.

Тринадцатого числа многое изменилось.

На майские в городе выдалась тёплая погода, горожане проводили время на природе. Одни – на дачах, другие – на набережной пруда, в скверах. Как люди без дачи и автомобиля, мы с женой были в числе последних.

Утром 13 мая большая часть сквера возле драмтеатра оказалась огорожена. Стало ясно: вот-вот на этом участке начнётся строительство...

До 1930-го в Свердловске был собор святой Екатерины, заложенный в 1723 году. В советское время собор взорвали.

В 2010 году появилась идея воссоздания собора. Большинство горожан выступили против строительства на прежнем месте, тогда возник план воздвигнуть собор на насыпном острове. Екатеринбуржцы вновь не согласились.

Осенью 2018-го было найдено третье место – сквер возле театра драмы. По сути, это единственное тихое и зелёное место у воды в центре. Площадь его совсем небольшая – метров пятьдесят в ширину, если смотреть от драмтеатра, и метров триста в длину.

Сквер – ухоженное, обжитое пространство. Сейчас, после появления капитального забора, возникла сюрреалистическая картина – асфальтовые дорожки без выбоин (для Еката, скажем прямо, редкость) упираются в стену. Я видел нечто подобное на искусственных морях – Саянском, Богучанском: дороги, с ещё сохранившейся разметкой, уходят в толщу воды…

Чувства приходящих каждый вечер к забору горожан я разделяю. Люди оскорблены. Общественное, любимое место вдруг объявлено частной территорией, аллеи скоро исчезнут.

Выступают не против церкви, как сообщают многие СМИ, а за спасение сквера.

Екатеринбург – большой город. У таких городов должно быть несколько центров. У нас же – имею в виду не только Екат – сохраняется какая-то средневековая традиция всё лепить на историческом пятачке.

Да, церковь небесной покровительницы Екатеринбурга должна быть в центральном районе. Общественность стала предлагать альтернативные территории. Одна из них – буквально через дорогу от сквера: разрушающийся недострой. Но оказалось, там будут построены многоэтажки. Той же компанией, что взялась за возведение церкви…

Особой агрессии среди приходящих к забору я не увидел. Да, в первые два вечера сетку-забор валили. Я не считаю это вандализмом – это скорее попытка спасти красоту, которая вот-вот будет уничтожена. Пусть во имя другой красоты.

Да, появлялись городские сумасшедшие, были, кажется, и провокаторы. Очень странно взрывались петарды вечером 15 мая, когда большая часть протестующих разошлась: каждые минут десять хлопала петарда, и омоновцы выхватывали из толпы двух-трёх человек.

Но озлобление нарастало. Особенно люди негодовали из-за слов журналиста Соловьёва, что Екатеринбург – «город бесов», поминали недобро и протоиерея Всеволода Чаплина, потребовавшего «применить силу» к защитникам сквера.

На четвёртый день оказалась огороженной вся Октябрьская площадь, частью которой является сквер. Людей пропускали после досмотра. Вечером прибыл мэр Александр Высокинский, его встретили криками: «Позор! В отставку!» Но напряжение спало – появилась надежда на разрешение конфликта. Сейчас власти ищут другие участки для строительства, обещают провести референдум…

Сравнивая противостояние в Екатеринбурге с акциями в Москве и Питере, вижу, что омоновцы настроены куда миролюбивей своих коллег в столицах. Кажется, они местные – рядом с некоторыми стоят их девушки или жёны… Качков, которые прибыли вечером 13 мая и явно были настроены на потасовку, в дальнейшем я не видел.

По моим прогнозам, сквер всё-таки снесут, храм построят. Очень уж лакомое место. Наверняка храм будет красивым, территорию вокруг облагородят. Со временем к новому пейзажу привыкнут, страсти, кипевшие на этой земле, забудутся. Но – прошу извинить за банальщину – Бог едва ли придёт сюда. И в создавшейся ситуации вряд ли справедлива поговорка: Бог любит троицу.

Роман Сенчин,
писатель, лауреат премии «Большая книга»



Ничего не даётся даром

Не с того ли времени, когда Екатеринбург вернул своё исконное имя (1991), стала витать среди горожан идея воссоздания и первого, татищевских времён, храма Святой Екатерины, считающейся покровительницей города. Где же его поставить? Естественно, на прежнем месте (теперь это площадь Труда), в самом центре столицы Урала. Было получено благословение епископа, выполнен проект, приступаем к строительству...

Вот тут и началось! Будто по мановению чьей-то руки – многодневие протестных митингов. В чём дело? Оказывается, здесь... фонтан, рядовое сооружение 50-х. Но, как заявила моя коллега по Архитектурной академии: «Я – категорически против! У этого фонтана меня впервые поцеловал Лёва и сделал предложение, а вы что задумали? Не позволю!» Крики, плакаты, едва не доходило до рукоприкладства... Пришлось епархии и администрации города отступить.

Новая идея инвесторов: намыть на городском пруду полуостров и поставить «храм-на-воде». И вновь – молодёжный бунт. Хождение, взявшись за руки: «Защитим наш пруд!» Да и архитектурная общественность оторопела: храм на воде? Зачем? И главное – стилистика храма входила в противоречие со сложившимся ансамблем авангардного конструктивизма. Отказались и от этой идеи...

А так хочется, чтобы к 300-летию града Святой Екатерины (2023) храм всё же появился! И главный архитектор предлагает восемь (!) вариантов площадок. Остановились на предложении заслуженного архитектора России Г.В. Мазаева и народного архитектора России А.А. Старикова.

И вдруг: «Все на защиту любимого сквера!»

Звонит одна из ярых противниц строительства храма, ищет поддержки у меня как специалиста по градостроительной экологии. Пытаюсь успокоить: всё будет сделано, как положено, возникнет достойное благоустройство набережной. «Нет! – слышу в ответ, – я прикую себя цепью к дереву!..»

В который раз прихожу на площадку будущего строительства. Действительно, десятка два невысоких деревьев, боярышник, дикие яблони. Ну, что же... Пытаюсь вновь объясниться с теми, кто «Против храма» и «Кто за храм» (а формулировки звучат уже именно так!).

Дело в том, что любое новое строительство – это внедрение в природную, урбанизированную среду – вносит изменения, разной степени напряжённости. Первый закон экологии гласит: «Всё связано со всем». Ему в развитие второй: «Ничего не даётся даром».

Храм Святой Екатерины трактуется как храм-памятник, где будут экспонироваться победные знамёна, исторические реликвии. Значит, он должен стоять в центре, стать выразительной духовно-эстетической доминантой.

А как быть со сквером? Ничто не даётся даром: взяв у природы или городского пространства, мы тут же возвращаем долг, часть деревьев будет пересажена; кроме того, выбираются более целесообразные и эстетически выразительные породы деревьев, цветов, кустарников. Живите, тусуйтесь, радуйтесь!

Каждый архитектор со студенческой скамьи знает о правиле «оптимальности»: при учёте противоречивых факторов – найти правильное проектное и организационное решение, пусть и компромиссное, но наиболее разумное (подумалось, когда слушал комментарий президента по екатеринбургским событиям, уж не заглядывал ли Путин в учебник «Архитектурно-градостроительная экология»)?

Споры не утихают и за семейным столом. Чувствую, мой сын, молодой архитектор, склонен поддержать протестующих. Осторожно напоминаю ему о значении храма, законах экологии, глубинных причинах протеста. Наутро, поразмыслив, спрашивает: «Папа, как ты думаешь, если бы на этом месте задумали построить не храм, а торговый центр с дискотекой, был бы протест?»

Вот то-то и оно! В эти дни, по другому, действительно несуразному, проекту, надумали вырубку десятков сосен в Монастырской роще... А что же участники «Зелёного движения»? Оне безмолвствуют.

Владимир Блинов,
член Союза писателей и Союза архитекторов России



Тэги: Роман Сенчин Два мнения Владимир Блинов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Пушкин в стиле рэп

    02.03.2025
  • «Здравствуй, племя…»

    02.03.2025
  • Писатель в г…лянце

    22.01.2025
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Утопление в чужом белье

    44 голосов
  • Под знаком сочинительства

    40 голосов
  • Литературный пролетарий

    40 голосов
  • Говорить просто, но о важном

    39 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS