Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 мая 2018 г.
  4. № 21 (6645) (30.05.2018)
Литература

Запоздалые воспоминания

30 мая 2018

Дмитрий Голубков: ученик Городецкого, друг Тарковского


Не так давно увидел свет сборник дневников Дмитрия Голубкова в обрамлении десятков его стихотворений и фрагментов прозы («Это было совсем не в Италии…»). На выход книги откликнулась в том числе и «ЛГ» («Недуг забвения», № 43, 2013). Её гостеприимно приветствовал заслуженный работник культуры РФ, директор торгового дома «Библио-глобус» Б.С. Есенькин. Борис Семёнович предложил нам провести презентацию книги, «показав личность и поэзию Голубкова на срезе Серебряного века».


Дмитрий Голубков – поэт, писатель, переводчик, художник, всегда тяготел к литературе XIX столетия и Серебряного века. С отрочества его кумирами стали Тургенев, Лермонтов, Л. Толстой и Есенин, а в юности он открыл для себя Блока, Бунина, Бальмонта, Северянина, а потом и Ходасевича. Студентом МГУ, по собственному признанию, писал стихи под Блока – «я так ведь чувствую!» – и выбрал себе (раздобыв номер телефона) поэтическим наставником Сергея Городецкого – друга Блока и Есенина, – вопреки издёвкам сокурсников из Литобъединения МГУ: «Ты выдающийся декадент современности, ещё бы Гиппиус в учителя взял!» Забегая вперёд, заметим, что через 10 лет, по приглашению своего бывшего декана, Голубков сам будет вести Литобъединение в МГУ.

Окончив журфак в 1955 году, будучи редактором Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»), Дмитрий воочию увидел Ахматову и Пастернака, перед которыми преклонялся, а рукопись «Доктора Живаго» получил от самого автора, став одним из первых читателей этого некогда запрещённого романа. Несколько лет спустя он будет провожать в последний путь и Анну Андреевну, и Бориса Леонидовича, о чём детально расскажет в своих дневниках.

В 50-е Голубков активно занимался переводами – пока «вызревали» собственные стихи (первый его лирический сборник «Влюблённость» вышел в 1960 году). Так новичок на поприще литературы познакомился – пока заочно – с прославленным автором восточных переводов Арсением Тарковским. Переводы Голубкова – рядом с шедеврами мастера – опубликованы в сборниках грузинских классиков – Важи Пшавелы, Галактиона Табидзе, Георгия Леонидзе, «Избранном» великого туркмена XVIII в. Махтумакули. Переводы Голубкова включены также в Антологию каракалпакской поэзии вместе с великолепной русской версией эпоса «40 девушек» Арсения Тарковского.

20-2-21.jpgВ 1957 г. молодой стихотворец перей­дёт (старшим редактором) в редакцию русской советской поэзии издательства «Советский писатель», где станет защитником многих талантливых книг. «О честности Голубкова ходили легенды», – скажет впоследствии Павел Басинский в своей статье «Воскресение Дмитрия Голубкова» в «Российской газете». Очевидно, что принципиально беспартийный редактор заступился перед издательским начальством в своё время и за первый сборник Тарковского «Перед снегом». Из дневника Голубкова (ноябрь 1961 г.): «Всё невозможнее для меня становится писание лёгких стихов, всё гаже – ложь собратьев и бодрячество прессы и радио, всё строже мысли – о достойной жизни, о человеческой близости, о высоком искусстве». Наверное, гражданскую позицию Голубкова разделял и Арсений Александрович, иначе его автограф на книге «Перед снегом» не был бы столь душевным: «Милому Дмитрию Ивановичу [описка: Николаевичу] Голубкову, поэту – и – дай Бог! – другу. 25/VII.1962 А. Тарковский». А вот автограф Арсения Тарковского на второй книге его стихов «Земле – земное»: «Моему дорогому редактору, поэту, чей талант так дорог мне [дальше – неразборчиво] Дмитрию Николаевичу Голубкову с любовью. 19.IV.1966. А. Тарковский».

Любопытно, что название четвёртой книги лирики Голубкова («Твердь»), вышедшей в октябре 1966 г., синонимично названию сборника Тарковского («Земле – земное»), увидевшего свет несколькими месяцами ранее, в апреле того же года. Жаль, нам уже никогда не узнать, случайно ли такое совпадение: наш отец и дед вёл дневник далеко не каждый день, бывали даже многомесячные паузы.

Не берёмся утверждать, что А.А. Тарковский и Дмитрий Голубков стали близкими друзьями, но единомышленниками – безусловно (несмотря на существенную разницу в возрасте – 23 года). Они оказывались рядом на драматических и значимых событиях 60-х: прощались с Ахматовой; слушали стихи при­ехавшего в ЦДЛ из Ленинграда Иосифа Бродского – и выступали в его защиту; вместе отмечали выход второй книги стихов Арсения Александровича. Кроме того, оба были страстными меломанами и очень взыскательными читателями, благоговеющими перед Боратынским и Ахматовой. Они даже жили по соседству – именно поэтому все пять сохранившихся писем Тарковского Голубкову – без конвертов. В дневнике Дмитрия Николаевича можно найти и самое неожиданное подтверждение дружеского общения с ним Тарковского: в апреле 1968 г. они наметили совместный досуг – из тех, что планируют мужчины, решившие уйти от своих жён.

Мироощущение обоих лириков – и мастера, и молодого поэта – было сходным. Так, в эпоху воинствующего атеизма оба писали слово «Бог» с заглавной буквы, а не строчной, как было предписано «свыше», что уже говорит о многом.

Голубков был поэтом, всерьёз изучавшим историю и мировое культурное наследие. Это тоже сближало его с Арсением Тарковским.

Позднее он станет автором биографической прозы – рассказов «Кузен Мишель» (о юности великого поэта), «Девочка» (о шедевре Валентина Серова); повестей о мятежном поэте XIX в. Александре Полежаеве («Пленный ирокезец») и художнике Мартиросе Сарьяне («Доброе солнце»); романов о старой Москве («Милеля»); о художественной интеллигенции периода культа личности («Восторги») и о Е.А. Баратынском «Недуг бытия»; поэм о Константине Коровине «Живописец радости», «Державин в Карелии» и повести в стихах «Лермонтов». Протагонисты прозы Голубкова в 50-х и 60-х годах ХХ в. размышляют о Блоке, Есенине, Бальмонте и Пастернаке, цитируют их. А сам автор, как всегда, вдумчиво читает классиков.

 

Из списка прочтённых книг (не публиковался):

«М. Цветаева. Лебединый стан. Стихи. (Сила – в страстности, в романтическом вандеизме – и, главное – в благородстве защиты гонимого, казнимого – особенно – Стенька Разин: пощадите Стеньку Разина!)

О. Мандельштам (т. 2-й, проза) «Египетская марка» и «4-я проза» гениальны (очень похожи на Набокова). Критика поэтич[еская] мудра и глубока, хоть иногда грешит манерностью, эффектными парадоксальностями».

 

Дмитрий Николаевич был непоколебим в своей старомодности («мне дорога моя несовременность!»). Внимать рассказам хранителей времени – Тархова, второй жены Владислава Ходасевича Анны Гренцион, самобытнейшего писателя Бориса Шергина и поэта Сергея Городецкого было его жизненной необходимостью: «Время, строй чувств, идей, направленность сердец отделились от нас прозрачной, но глухой стеклянно-синтетической стенкой… А я – там, и Тархов был там, и Борис Шергин… Потому и плохо нас слышно здесь, потому и не может быть нам ни славы, ни утоленья».

И ещё через несколько страниц дневников: «…Вечер у С.М. Городецкого, учителя моего. Чему он меня учил? Поэтической взволнованности. И – рассказы: живая, хоть и путаная, и рвущаяся нитка – от Тургенева – к Блоку – к Есенину – к нашим… Имя его, словно упругий мячик, билось об имена великих и больших: о Блока, Белого, Клюева, Есенина… В старом альманахе – гадкое его стихотворение о Гумилёве. Но – жалко, но столько с ним связано».

Сопоставим два стихотворных отрывка: «Рукопись» Арсения Тарковского, посвящённую Ахматовой, и «О сходстве» Дмитрия Голубкова.

Первый:

 

…Я младший из семьи

Людей и птиц, я пел со всеми вместе

И не покину пиршества живых –

Прямой гербовник их семейной чести,

Прямой словарь их связей корневых.

 

И второй:

 

Не страшно походить на великана –

Страшится сходства с ним лишь лицемер

И – право слово и смешно, и странно

Бояться сходства с Гёте, например.

Учусь любовно у поэтов славных,

Они живут и думают со мной.

Пусть буду я похож на них: я правнук,

Я не чужой по крови, я родной.

 

Похоже, не правда ли? На наш взгляд, уместно говорить о перекрёстных темах и сюжетах молодого лирика и мэтра Поэзии. Они умели слушать голоса леса, видя в Природе близкого друга:

 

И собеседник и ровесник

Деревьев полувековых,

Ищи себя не в ранних песнях,

А в росте и упорстве их.
(«Деревья» А.А. Тарковский)

 

Меня ты лечишь и растишь,

И, овладев душой моею,

Во мне ветвится всё звучнее

Твоя властительная тишь.
(«Лес» Д. Голубков)

Поля страниц книги «Перед снегом» испещрены восклицательными знаками и пометками «великолепно!», «прекрасная звукопись!», «чудесная музыка!», «хорошо!» редактора – и одновременно восхищённого читателя – Голубкова.

Сохранилось пять писем Тарковского Голубкову: три из них – о работе над рукописью второй книги стихов. Пятое целиком посвящено восторженным похвалам последнего прижизненного сборника стихов Голубкова «Окрестность». (У нашего отца и деда был обычай отправлять по почте свои «новорождённые» книги поэтам и писателям, чьим мнением он дорожил: Солженицыну, Тарковскому, Трифонову.) Четвёртое письмо (записка) касается некой рукописи, которую «дали на три дня». Есть основания полагать, что речь шла о «Раковом корпусе» Александра Солженицына, т.к. в дневнике Голубкова 1968 года встречаем зашифрованное упоминание об этом («дочитать «Р.к.»), а в записной книжке – его подробный рассказ о «келейном» обсуждении в ЦДЛ знаменитого впоследствии романа.

Марина Голубкова,
Владимир Грачёв-мл.

 

Тэги: Поэзия Дмитрий Голубков
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS