Наталия Мстительная. Смертельный круиз. Серия «Злополучные приключения». – Издательские решения, 2019. – 132 с.
Детектив – жанр совершенно особый, и оценивать детективный роман по критериям, применимым к обычному художественному произведению, невозможно. Потому что детектив – это не столько текст, сколько интеллектуальная игра, в которую оказываются вовлечены и писатель, и читатель.
Поиграем?
Условия такие: счастливая дружная семья, отец и мать отправляются в путешествие в Египет в компании родственников. В поездке отец семейства неожиданно умирает – его слабое сердце не выдерживает спуска в почти безвоздушное пространство одной из пирамид. Эта смерть никому не кажется странной (в конце концов не так давно мужчина едва оправился после инфаркта). Никому, кроме его дочери, старшеклассницы Эллины. Девушка отправляется в Египет с целью разузнать как можно больше о последних днях жизни отца. И чем больше она узнаёт, тем очевидней становится для неё факт, что отца убили. Но кто?..
«Смертельный круиз» Наталии Мстительной – это скорее не классический детектив, а детектив-приключение. Сама поездка в таинственную африканскую страну, знакомство в самолёте с молодым учёным-инсектологом, который в итоге становится главной опорой девушки в раскрытии тайны смерти её отца, непоседливая пожилая соседка по имени Барби, шпионаж при помощи театрального бинокля, поиски документов, звонки с неизвестных номеров… Всё это и впрямь могло бы быть частью увлекательного приключения, если бы не трагический повод.
Стоить отметить лёгкость повествования, которая создаётся прежде всего хорошим и внятным языком, а также умеренное и точное использование художественных средств, чёткую прописанность образов героев. Кроме того, Наталия Мстительная умело избегает излишнего драматизма, намеренной эпатажности (вполне достаточно и остросюжетности) и чрезмерной оценочности – тем не менее мы в полной мере ощущаем разворачивающуюся в тексте драму. И речь не о погибшем мужчине, а о главной героине. Юная девушка теряет не только отца, но и доверие к самым близким людям: ведь любой из них, включая её мать, может оказаться убийцей.
Надо сказать, что автор мастерски владеет приёмом обманутого ожидания, что для детектива прямо-таки необходимо. В первых главах читатель легко попадается на удочку: кажется, что ключ к разгадке уже в руках. Желая почувствовать себя Шерлоком Холмсом, поддаёшься иллюзии, отправляясь по самому логичному и самому простому пути. Но эта иллюзия – не попытка автора обмануть читателя, а скорее наглядная иллюстрация того, как работает человеческий мозг.
Тем неожиданней оказывается финал, в очередной раз доказывающий, что мир – и реальный, и созданный авторским воображением, не делится на чёрное и белое. В этой интеллектуальной игре автор одерживает победу.
Узнав имя настоящего преступника и его мотивы, сперва испытываешь растерянность, но, оглядываясь назад, понимаешь, сколько на самом деле в тексте было подсказок, которых ты не заметил, следуя по ложному пути. И в этот момент, когда тысячи мелких деталей складываются в единый пазл, испытываешь почти детскую радость. Не для этого ли мы читаем детективы?
В своей книге, посвящённой поэтике детектива, литературовед Пётр Моисеев написал: «Придумать хорошую загадку легче, чем хорошую разгадку». И с этим Наталия Мстительная справилась безукоризненно.
В «Смертельном круизе» есть главное – тайна и юмор, то, без чего хорошего современного детектива не бывает.
Книга была представлена на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге, где пользовалась большим успехом.