Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2022 г.
  4. № 21 (6835) (25.05.2022)
Культура

Чудо как хорош

Юбилей мастера

25 мая 2022
Александр Калягин в «Мёртвых душах» Михаила Швейцера


В некоторых фильмах он появлялся под собственным именем: Сан Саныч. В «Рабе любви» ещё и под фамилией: его героя-режиссёра звали Сан Саныч Калягин (какой-то недоумок ещё в советское время счёл, что фамилия происходит от имени Коля, и записал героя Колягиным – с тех пор этот Колягин кочует из энциклопедий в Википедию, несмотря на чёткое указание в титрах «Калягин – Калягин»).

 

Он такой и есть – Сан Саныч. Округлый, с обтекаемым жестом и застенчивой улыбкой голубого воришки. У нас таких было двое – Калягин да Табаков.

Русские народные коты Леопольд и Матроскин.

В «Эзопе» играли вместе: мягко бунтующего раба и плаксиво-игривого тирана. Основные маски 70-х.

Сдобные живчики, ещё один тип безыдейного десятилетия, стали калягинской профильной маркой. Кусков в «Подранках». Любомудров в «Прохиндиаде…». Бийчук в «Чёрном принце». И кем же, как не сдобным живчиком, был его незабвенный Павел Иваныч Чичиков – вечно елозящий от желаний объегорить казну и не поделиться.

Калягин, как и Чичиков, кажется, никогда не был молодым: всегда семенил, заглядывал снизу, тараторил беспрерывно, ел глазами – такие и в школе выглядят на 40. Эмблемной его ролью стала тётя из Бразилии с кокетливо закинутой назад ножкой – массовая публика так и не сообразила, что это оммаж Чаплину, а критики, чтоб разъяснить, у нас в те годы не было. Но он и без отсылок к великим был чудо как хорош. Обмахивался веером, строил страстные калягинские глазки, прихохатывал и зажигал в гротескном стиле, обычно дозволенном только Театру сатиры.

Немудрено, что он внёс свои пять копеек и в череду плюшевых жандармских полковников, начатую Броневым и Леоновым в «Товарище Арсении» и «Первом курьере». Полковники непременно носили очки и прихлёбывали чаёк из стакана – и Калягин в «Ярославе Домбровском» носил и прихлёбывал. Фраза «Ребята! Давайте жить дружно» озвучена им в серии о коте Леопольде тысячу раз – с очевидной ласковой угрозой.

Парадокс – но именно этот сладкоречивый мурзик в ненародных интеллигентских ролях пробивал все болевые точки тогдашнего социализма.

Самоликвидацию творческой личности. «Верой и правдой» Андрея Смирнова.

Рождение параллельной метавселенной рвачей и выжиг. «Допрос» Расима Оджагова.

Иносказание раба о свободе. «Эзоп».

Заворот левого государства на инквизицию и террор. Мхатовский «Так победим».

Уже не юлил – рычал, бесновался в замкнутых пространствах кремлёвских и прокурорских кабинетов – чаще вхолостую: тогдашняя актуальная драматургия, теша протестное чувство, предлагала фантомные цели. Верхом вожделений считался картонный чешский социализм с человеческим лицом.

Народная любовь к тёте из Бразилии доказала свою историческую правоту: лицом десятилетия оказался довольный сладкоежка, а не робкий тираноборец, – он же и победил на поле новорусского капитализма. Практицизм котов крыл нервическую взбалмошность канареек.

Предчувствием этого полнилась «Неоконченная пьеса для механического пианино» титульного кота-реалиста века Н.С. Михалкова. Калягинский Платонов, похоже, был его реинкарнацией и игрался «с показа», с михалковскими интонациями. И ощущение недореализованности плоских времён, и царственное чувство, что все до одной женщины в кадре прошли через его лапы (а это по фильму видно), и надрывные уговоры себя в любви к неброской жене – всё это самочувствие ярких артистических натур середины 70-х, уловленные режиссёром и транслируемые артистом. Были люди, у которых «Неоконченная пьеса…» круто меняла биографию, – хотя они и с изменённой биографией остались глубоко чеховскими персонажами. Позыв и громкая фраза на месте разумной деятельности. Отличную фамилию такому герою нашёл драматург Рощин: Полуорлов. Эту роль в «Старом Новом годе» Калягин играл и в кино, и на сцене.

Трижды у разных режиссёров был Василием Андреевичем Жуковским – и воспитателем цесаревича, и мягким лоббистом всяких вольностей. В «Последней дороге» ему надлежало объявить собравшимся на Мойке о смерти Пушкина. Времена были ещё патетические, многие ждали запальчивой речи о том, что солнце русской поэзии-де закатилось. «Пушкин умер», – выдавил из себя Калягин-Жуковский, ссутулился и ушёл. Фильм вышел в канун больших перемен и в разряд классики не попал: народ отвлёкся на актуальное. А зря, ей-богу, зря.

В новые времена возглавил профильный союз и именной театрик.

Так уж повелось, что русский театр всегда управлялся артистами. Театр Ефремова. Театр Любимова. Театр Волчек. Театр Табакова. Театр Миронова. Театр Калягина. Да, большинство из них ушли в режиссуру – но вышли-то из актёрского сюртука.

Нередко хромали по части вкуса.

Что поделаешь.

Вкус – дар умеренности, а актёры – народ избыточный.

Калягин-то уж точно.

27-Калягин-2 62983_hires_0 0 0 0_600x600_80_5_1_0KDQmNCQINCd0L7QstC0YHRgtC4ICM2Mjk4Mw==_300 220_0f96aadc2ecbfd60224d0f6a85240e76.jpg

Александр Калягин в «Неоконченной пьесе для механического пианино» Никиты Михалкова 

 

Тэги: Денис Горелов Калягин
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Старый ворон чёрный

    06.07.2022
  • Калягинская школа: новые выпускники

    22.06.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
  • Венец творенья, дивная Диана

    38 голосов
  • Долюшка генеральская

    37 голосов
  • Бесогон

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS