В Брянске завершился ХХV фестиваль «Славянские театральные встречи». После долгого перерыва Брянский театр драмы им. А.К. Толстого принимал коллег и друзей из Гомеля и Луганска, Минска и Могилёва, Москвы, Санкт-Петербурга, Орла и Брянска. Об опытах быстротекущей жизни «ЛГ» беседует с директором театра Андреем Саликовым (на фото).
– В 1989 году, когда гул грядущих перемен уже слышался довольно отчётливо, фестиваль стал возможностью взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке?
– В определённом смысле – да. От Брянска почти триста километров до Гомеля и Чернигова, наших ближайших театральных соседей. Гастрольные обмены в те времена были весьма активны, несмотря на сложности. Старенькие машины с декорациями отправлялись из Брянска в Чернигов, выгружались, черниговцы загружали свои и везли в Гомель, а оттуда транспорт возвращался к нам со всем необходимым для спектакля наших друзей – белорусов. Вот так по кругу и гастролировали, чувствуя себя практически одной семьёй. Дорожа этими узами, в 1989 году фестиваль придумали единомышленники – директор Брянского театра драмы Владимир Андреевич Макаров, директор Гомельского драмтеатра Валентина Георгиевна Роговская и его худрук Владимир Александрович Короткевич и директор Черниговского украинского музыкально-драматического театра Елена Павловна Латыш. Никакой финансовой помощи «сверху» не было. Коллективы рассчитывали только на собственные силы.
– Как удалось сохранить фестиваль в 90-е?
– Ответ прост: не благодаря, а вопреки. Театры тогда защищали едва ли не последний плацдарм веры в высокое начало в человеке и не имели права сдаться. Всё держалось на людях талантливых, целеустремлённых и, главное, не желающих отрекаться от того, во что верили – в спасительную силу искусства. Девиз фестиваля – «Театр объединяет» – ко многому обязывал. Если хотите, это была такая «театральная дипломатия», помогающая взаимопониманию между людьми, оказавшимися гражданами разных стран.
– Что с той поры осталось неизменным?
– Дух Театра! В этом году мы отмечаем 35 лет со дня основания фестиваля и проводим его в 25-й раз после пятилетнего перерыва. До последнего ждали разрешение его провести. Когда свершилось, словами не передать, как все радовались. Какой замечательный, не зависящий от времени девиз придумали основатели фестиваля! Театр продолжает объединять не только коллективы, регионы, страны, но и силы, способные менять к лучшему нашу жизнь.
– Сегодня всем нам такие силы необходимы.
– Их нужно искать, и в первую очередь в искусстве. Фестиваль – общий праздник театров и публики. Но ещё и живое общение, обсуждение совместных проектов, обмен постановочными группами. Появляется драйв, без которого в творчестве двигаться вперёд невозможно.
– В жюри фестиваля – актёры и режиссёры и ни одного авторитетного критика. Ломаете стереотипы?
– Да, но это не самоцель. Мы исходили из собственного опыта участия в фестивалях. Как правило, обсуждение спектаклей проходит без участия режиссёров: обычно они, что штатные, что приглашённые, заняты новыми постановками. Критик же в большинстве случаев апеллирует именно к постановщику, а на артиста, который обязан верить постановщику, это действует разрушительно. Каким бы справедливым ни был разбор, театр не может в одночасье снять неудачный спектакль с репертуара. Даже доработать не всегда возможно. И как с ним быть дальше? Поэтому мы пригласили в жюри известных актёров и режиссёров – Михаила Кабанова, Дмитрия Жойдика, Оксану Коростышевскую и Елену Герегиеву, чтобы разговор шёл между людьми одной профессии.
– Кульминация фестиваля – подведение итогов. Награды нашли героев?
– Постановка «Пиковая дама» Луганского академического русского драматического театра им. П. Луспекаева награждена «За сценическое воплощение русской классической литературы». Спектакль «Леди Макбет» Луганского академического музыкально-драматического театра им. М. Голубовича удостоен приза зрительских симпатий, а актриса Наталья Недоступ награждена за роль Кати Измайловой дипломом «Лучшая женская роль». «Лучшую сценографию» и «Лучший актёрский дуэт» – Дмитрий Дудкевич и Алексей Цыбин – представили «Романтики» заслуженного коллектива Республики Беларусь «Могилёвский областной драматический театр». «Поминальная молитва» Орловского государственного театра для детей и молодёжи «Свободное пространство» отмечена призом «За сценическое воплощение человеческих ценностей» и наградой «Лучшая роль второго плана» Максиму Громову за роль Менахема Мендла. Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гомельский областной драматический театр» награждён специальным призом – «За сохранение традиций «Славянских театральных встреч», как театр, не пропустивший ни одного фестиваля. Наша постановка «Дом, который построил Свифт» получила сразу три награды: «Лучшая мужская роль» – Алексей Дегтярёв за роль дворецкого Патрика, «Лучшая режиссура» – Кирилл Солёнов и звание «Лучший спектакль». Это большая победа труппы, первый сезон работающей с новым главным режиссёром. И, конечно же, с особой признательностью и искренней благодарностью основателям и вдохновителям фестиваля – Владимиру Макарову и Валентине Роговской – были вручены памятные сувениры и дипломы «За вклад в развитие театрального искусства и сохранение традиций Международного фестиваля «Славянские театральные встречи».
– Куда фестиваль может двигаться дальше?
– Самое главное – сохранить созидательное начало. Слишком долго в искусстве царил принцип деконструкции – смыслов, текстов, авторских позиций. Конечно, хочется расширять программу. Не только в сторону количества участников, но и разнообразия программы, чтобы коллективы имели возможность задержаться на несколько дней – пообщаться с коллегами, увидеть их постановки, поучаствовать в мастер-классах, режиссёрских лабораториях. Через два года наш театр отметит столетие, и мы надеемся, что сможем провести юбилейный фестиваль в том формате, о котором давно мечтаем.
– Фестиваль заканчивается – наступают будни, во многом зависящие от взаимодействия директора и главного режиссёра. Как оно выстраивается в вашем театре?
– В постановке общих целей, достигаемых совместными усилиями, то есть находя возможности, а не доказывая, что задуманное неосуществимо. В этом сезоне к нам пришёл новый главный режиссёр – Кирилл Солёнов, ученик Марка Анатольевича Захарова. У него удивительным образом совпала с нашей труппой «группа крови», и, главное, он умеет находить возможности там, где они, казалось бы, совершенно не очевидны.
– Театр существует ради зрителя? Можете набросать портрет брянской публики?
– Репертуарный – безусловно. Эти лабораторные эксперименты мы ставим в поисках себя. Брянская публика строга и преданна своему театру. Есть зрители, принципиально пропускающие первые премьерные показы в ожидании, когда спектакль «дойдёт». Есть такие, кто ходит на любимые постановки по многу раз. Область у нас большая, с дальних мест три-четыре часа до Брянска добираться. Для этих зрителей у нас есть специальная программа – «Театральная суббота» – с дневными спектаклями и более низкими ценами на билеты. Мы любим нашу публику, и она платит нам тем же, ведь театр – это в первую очередь территория любви.
Беседу вела Виктория Рогозинская