Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июня 2018 г.
  4. № 23 (6647) (13.06.2018)
Искусство Общество Настоящее Прошлое

Царственная особа

13 июня 2018
Даже на создание фундамента для монументальной вазы потребовалось четыре года.

Из истории камнерезного искусства России

В 2018 году исполняется 175 лет Большой колыванской вазе, Царице ваз, знаменитой красавице Эрмитажа, известной всему миру.

Будто страничка заводской летописи – надпись под вазой: «Чаша сия сделана на Колыванской Шлифовальной фабрике… в поперечнике 7 аршин, вышиной вместе с пьедесталом и ножкою 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пуд… Во время следования сухим путём до реки Чусовой, на расстоянии 2 тысяч вёрст запрягалось под неё от 120 до 160 лошадей».

Далее предстоял водный путь. По Чусовой на плотах до Камы, от Камы до Волги. По Волге тянули бурлаками, и через Обводной канал величественная путешественница добралась до Невы. Весь путь занял полгода. А свой тронный зал Царица ваз заняла лишь через шесть лет. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.

Колыванский камнерезный завод (изначально Колыванская шлифовальная фабрика) был построен в заводском посёлке в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода династии Демидовых, перешедшего во второй половине ХVIII в. в собственность царской семьи. Управление заводом осуществлял кабинет её императорского величества. Как пишет исследователь Колывани Александр Родионов: «Демидовское медеплавильное дело на Алтае – это прелюдия к той симфонии камнерезного искусства, которую исполнили русские мастера XIX века в глубинах сибирских гор, но звуки которой и до сего дня не затихают в музейных залах Москвы и Петербурга».

В отличие от уже существовавших к тому времени Петергофской и Екатеринбургской фабрик, на Колыванской шлифовальной была впервые применена энергия воды для механической обработки камня. Заводской пруд, приводивший в движения меха, подававшие кислород в медеплавильные печи, был использован для привода водоналивного колеса диаметром более пяти метров, от которого механическая энергия передавалась на ручные шлифовальные машинки.

Пруд и плотина и поныне существуют, к воде в селе особое отношение, она всегда поила-кормила, давала работу. Летом здесь купаются, зимой – катаются на коньках. Без воды на камнерезном производстве никак не обойтись: это постоянная спутница мастера-камнереза. Её роль не только техническая, она позволяет лучше «читать» цветовую палитру и фактуру камня. А за камнем в готовом изделии всегда остаётся решающее слово! Читаем у Родионова: «В 1785 г. на Колывано-Воскресенских заводах побывал чиновник кабинета её императорского величества П.А. Соймонов… Видно, в хорошие дни был Соймонов на Чарыше, Алее, Белой, когда после дождя вспыхивает под солнцем радужными цветами вся камнесамоцветная роскошь галечниковых берегов. Вернувшись в Петербург, генерал Соймонов представил алтайские камни императрице. Она приняла их с восхищением. И последовал высочайший указ об устройстве шлифовальной фабрики на Алтае».

Колывань и сегодня – центр камнерезного искусства России, единственное камнерезное производство заводского уровня. Благодаря уникальному опыту, мощной мастеровой династической культуре, грамотному управлению завод развивается. Важно, что совершенствуется производство, в коллектив приходит молодёжь. Директор завода Андрей Михеев рассказывает, что по сравнению с 2016 годом коллектив увеличился на 12 человек, и в настоящее время насчитывает 58 рабочих и служащих. Приезжают на производственную практику студенты, чего не было здесь лет двадцать, а то и более!

Визитной карточкой мастеров завода были и остаются штучные произведения – вазы, мозаичные картины и иконы. За всю историю производства мы не найдём двух одинаковых изделий, как не бывает и двух камней с одинаковым рисунком. Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае словно оберег для мастеровой культуры Колывани. И на завод, и в музей приезжают туристы со всего мира.

Всё это даёт новый импульс совсем молодым – к обучению, воплощению интересных проектов: профессиональных и социальных. Один из них, «К истокам камнерезного искусства России», получил поддержку в рамках всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл». Проект объединил опытных мастеров и тех, кто только мечтает ими стать. Ярким событием стала зимняя экспедиция к Ревнёвскому месторождению зелёно-волнистой яшмы, откуда есть-пошла наша Царица ваз. Нужно ли это детям? Да! Чтобы почувствовать себя теми самыми первопроходцами, способными в скале увидеть будущее произведение искусства. А после экспедиции у нас на глазах стали появляться мастера, которые работают в технике «флорентийской мозаики». И хотя мастера маленькие, и картины их маленькие, всё очень серьёзно! Ведь ещё Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл её «вечной картиной».

Сегодня Колыванский камнерезный завод изготовил для детей игровые комплекты, а завтра распахнёт свои двери перед молодыми мастерами. Вот такая история с продолжением.

Ирина Купина, Алтайский край


Факт

История вазы удивительная: она началась с Ревнёвского месторождения зелёно-волнистой яшмы, от которого откололи каменную глыбу и после грубой обработки, в 1831 году без малого пятьсот семьдесят человек вручную, на дровнях, передвинули её на 30 вёрст, в посёлок Колывань. 12 лет длилась работа над непревзойдённым шедевром мирового камнерезного искусства. Автором проекта стал архитектор А.И. Мельников.

 

Тэги: Глубинка Промыслы
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Жар-птица. Осень-2022»

    27.09.2022
  • ГЛУБИНКА для талантов

    04.04.2022
  • Как вдохнуть жизнь в дряхлеющие деревни

    02.02.2022
  • «Глубинка» приглашает на семинары

    20.05.2021
  • Автослесари как герои нашего времени

    30.11.2020
  • Автослесари как герои нашего времени

    73 голосов
  • Как вдохнуть жизнь в дряхлеющие деревни

    51 голосов
  • «Демократический» гастрит

    22 голосов
  • Школа в Николе

    19 голосов
  • Яблочные ковры,

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS