Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2022 г.
  4. № 23 (6837) (08.06.2022)
Искусство Культура

Давно «Асю» не слушали

Опера М.М. Ипполитова-Иванова возвращается к публике

08 июня 2022
Заслуженный деятель искусств России Валерий Ворона


6 июня в Большом зале консерватории в концертном исполнении прозвучала опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова. Это событие без преувеличения можно считать мировой премьерой. Почему шедевр оказался незаслуженно забыт больше чем на столетие, «ЛГ» рассказал ректор ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона.

 

– Валерий Иосифович, премьера «Аси» – это подарок, который Ипполитовка сама себе преподнесла к юбилею?

– Отчасти да. Идея вернуть в музыкальную жизнь страны оперу отца-основателя института – наша давняя мечта. Подготовка к юбилею стала прекрасным стимулом для осуществления этой мечты. Музыкальный марафон в честь столетия Ипполитовки стартовал ещё два года назад, но пандемия продлила его во времени. Мы в этой атмосфере до сих пор живём, хотя официальные торжества завершились грандиозным гала-концертом в «Зарядье» в ноябре прошлого года.

– И всё-таки, премьера «Аси» для вас отдельное событие?

– Нам очень хочется, чтобы она стала ярким событием для всех любителей музыки. Юбилей Ипполитовки – это дань признательности Михаилу Михайловичу Ипполитову-Иванову, личности огромного масштаба, выдающемуся общественному деятелю, композитору, педагогу, дирижёру, этнографу. Надеемся, что возрождение оперы «Ася» будет способствовать привлечению внимания общественности к одной из ключевых фигур в истории нашей музыкальной культуры.

– Композитор оказался в тени педагога?

– Думаю, он был равновелик во всех проявлениях. При жизни – и до революции, и в советское время – был высоко чтим, прежде всего как композитор. В Московскую консерваторию он пришёл по приглашению Петра Ильича Чайковского. Среди его учеников были такие талантливые композиторы и пианисты, как Рейнгольд Глиэр, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов. Ипполитов-Иванов возглавил консерваторию в 1906 году, став первым выборным ректором, и проработал на этом посту до 1922 года, то есть в самое сложное для отечественной культуры время. Его стараниями консерватория продолжала работу в годы Первой мировой войны и, главное, была сохранена в революционных бурях…

– …когда достояние «буржуазной культуры» пришлось отстаивать, едва ли не рискуя жизнью.

– Вы правы, Михаил Михайлович и жизни бы не пожалел, чтобы отстоять alma mater. Он был одним из создателей современной системы музыкального образования, много работал с Луначарским, адаптируя русскую школу преподавания к новым условиям. Причём волновало его не только высшее образование. Он инициировал создание новых учебных заведений, чтобы как можно больше людей получили доступ к академическому образованию. Не будем забывать, что музыкальная школа, с которой в 1919 году начался наш институт, предназначалась не только для детей, но и для взрослых. Все новации, которые ректор по разным причинам не мог внедрить в консерватории, обкатывались именно здесь. Речь не шла о том, чтобы все учащиеся стали профессиональными музыкантами, просто он был убеждён, что именно академическая музыка помогает человеку оставаться человеком, развивать свои душевные качества, интеллект, постигать красоту этого мира.

– И среди стольких забот Михаилу Михайловичу ещё хватало сил и времени для сочинительства?

– Он обладал феноменальной работоспособностью и широтой композиторских интересов – пять опер, симфонии и оркестровые сюиты, хоровые, камерно-инструментальные, вокальные сочинения и даже музыка к кинофильмам.

– Как же получилось, что его музыкальное наследие сегодня почти неизвестно широкой публике?

– В рамки нового советского искусства творчество Ипполитова-Иванова не совсем вписывалось. Он продолжал работать как композитор и после событий 1917 года, но «певцом революции» не был, да и быть не мог – его прежде всего волновал внутренний, духовный мир отдельного человека. Он писал также и духовную музыку. А кроме того, у Михаила Михайловича, к сожалению, не было прямых наследников, приёмная дочь жила за границей, и получилось, что позже популяризировать его творчество было просто некому. Его огромное композиторское наследие до сих пор не изучено и ждёт своего часа. Нам предстоит серьёзная работа по возвращению его в концертную жизнь.

– «Ася» – первый шаг ипполитовцев на этом пути?

– Нет, не так давно мы совместно с ГИТИСом поставили оперу «Женитьба». Модест Мусоргский в поисках новых форм – жанр произведения был обозначен как «опыт драматической музыки в прозе» – написал её первый акт. Опера так и осталась неоконченной. Однако поиски Мусоргского захватили воображение Михаила Михайловича – он сделал оркестровку первого акта и дописал три своих, осторожно и деликатно развивая идеи предшественника. Для студентов – и вокалистов, и оркестрантов, и режиссёров – это был очень интересный опыт, ведь работа над новым и редко исполняющимся произведением открывает необозримые просторы для воображения и художественного развития.

– Что тогда говорить о произведении, которое не исполнялось более ста лет!

– Опера «Ася» была впервые исполнена в 1900 году в Московской частной русской опере. За дирижёрским пультом стоял сам автор. Главные партии исполняли ведущие певцы того времени – Елена Цветкова и Александр Шубин. Декорации и костюмы были созданы великим русским художником Михаилом Врубелем. Мы сейчас разыскиваем по всем архивам и музеям эскизы художника к этой постановке и, если найдём, непременно покажем зрителям. В начале прошлого века публика тепло встретила оперу. К сожалению, до революционных потрясений она была представлена всего пару раз. В 1905 году были изданы клавир и партитура, что и делает возможным её сегодняшнее возрождение.

– Ипполитов-Иванов дал своей опере то же жанровое определение, что и Чайковский «Евгению Онегину», – «лирические сцены». Что роднит эти произведения?

– Я бы сказал – особое отношение композиторов к персонажам. Ипполитов-Иванов учился у Римского-Корсакова, но считал себя в том числе и учеником Чайковского, дружил с ним и много общался. Либретто «Аси» не совсем точно следует литературному первоисточнику – некоторые сюжетные линии в опере отсутствуют, и Ася у Ипполитова-Иванова получилась более нежной, лиричной и мягкой, чем у Тургенева. Критики утверждали, что его Ася ближе к пушкинской Татьяне, чем к несколько взбалмошной и капризной героине Тургенева. Оперные образы Татьяны и Аси действительно очень близки по духу и по сути – вечная тайна и неизъяснимая притягательность истинно русского женского характера. Чайковский и Ипполитов-Иванов – каждый по-своему – искали музыкальные ключи к этому характеру. Как вы понимаете, эпоха революционных перемен требовала совсем других характеров и героинь. Неудивительно, что в советское время опера ни разу не увидела света рампы.

– Премьера «Аси» – на сцене Большого зала консерватории. Почему выбрана именно эта площадка?

– По нашему глубокому убеждению, «Ася» достойна быть представленной в одном из самых престижных концертных залов страны и на самом высоком исполнительском уровне. Эту идею поддержал ректор Московской консерватории А.С. Соколов (консерваторцы, кстати, участвовали в первых постановках). Мы пригласили солистов ведущих оперных театров, молодых талантливых исполнителей – вокалистов и инструменталистов – студентов нашего института и консерватории, они ведь тоже в известном смысле «ипполитовцы». За пультом – народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования института Юрий Симонов. Премьера – совместный наш проект с консерваторией и фондом «Русское исполнительское искусство». По сути, она продолжает традиции народных проектов. Мы очень надеемся, что опера найдёт отклик в сердцах слушателей и займёт полагающееся ей место в нашей музыкальной культуре, которого она так долго была лишена.

Беседу вела Виктория Пешкова



К опере Асяфото СИМОНОВА Ю.И..jpg

Репетицию перед премьерой ведёт Юрий Симонов

 

Тэги: Виктория Пешкова Валерий Ворона
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хрестоматийная уГроза

    05.10.2022
  • Да здравствуют музы, да здравствует разум

    20.07.2022
  • Век «Асю» не слушали

    04.06.2022
  • С обратной стороны холста

    18.05.2022
  • Александр Лапин: «Роман пишу, как клинок выковываю»

    27.04.2022
  • А судьи кто?

    96 голосов
  • Хрестоматийная уГроза

    33 голосов
  • Театр существует только от сердца к сердцу

    21 голосов
  • «Поминальная молитва». Четверть века спустя

    16 голосов
  • Это я всё смешал, заморочил вас

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS