6 июня в Большом зале консерватории в концертном исполнении прозвучала опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова. Это событие без преувеличения можно считать мировой премьерой. Почему шедевр оказался незаслуженно забыт больше чем на столетие, «ЛГ» рассказал ректор ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона.
– Валерий Иосифович, премьера «Аси» – это подарок, который Ипполитовка сама себе преподнесла к юбилею?
– Отчасти да. Идея вернуть в музыкальную жизнь страны оперу отца-основателя института – наша давняя мечта. Подготовка к юбилею стала прекрасным стимулом для осуществления этой мечты. Музыкальный марафон в честь столетия Ипполитовки стартовал ещё два года назад, но пандемия продлила его во времени. Мы в этой атмосфере до сих пор живём, хотя официальные торжества завершились грандиозным гала-концертом в «Зарядье» в ноябре прошлого года.
– И всё-таки, премьера «Аси» для вас отдельное событие?
– Нам очень хочется, чтобы она стала ярким событием для всех любителей музыки. Юбилей Ипполитовки – это дань признательности Михаилу Михайловичу Ипполитову-Иванову, личности огромного масштаба, выдающемуся общественному деятелю, композитору, педагогу, дирижёру, этнографу. Надеемся, что возрождение оперы «Ася» будет способствовать привлечению внимания общественности к одной из ключевых фигур в истории нашей музыкальной культуры.
– Композитор оказался в тени педагога?
– Думаю, он был равновелик во всех проявлениях. При жизни – и до революции, и в советское время – был высоко чтим, прежде всего как композитор. В Московскую консерваторию он пришёл по приглашению Петра Ильича Чайковского. Среди его учеников были такие талантливые композиторы и пианисты, как Рейнгольд Глиэр, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов. Ипполитов-Иванов возглавил консерваторию в 1906 году, став первым выборным ректором, и проработал на этом посту до 1922 года, то есть в самое сложное для отечественной культуры время. Его стараниями консерватория продолжала работу в годы Первой мировой войны и, главное, была сохранена в революционных бурях…
– …когда достояние «буржуазной культуры» пришлось отстаивать, едва ли не рискуя жизнью.
– Вы правы, Михаил Михайлович и жизни бы не пожалел, чтобы отстоять alma mater. Он был одним из создателей современной системы музыкального образования, много работал с Луначарским, адаптируя русскую школу преподавания к новым условиям. Причём волновало его не только высшее образование. Он инициировал создание новых учебных заведений, чтобы как можно больше людей получили доступ к академическому образованию. Не будем забывать, что музыкальная школа, с которой в 1919 году начался наш институт, предназначалась не только для детей, но и для взрослых. Все новации, которые ректор по разным причинам не мог внедрить в консерватории, обкатывались именно здесь. Речь не шла о том, чтобы все учащиеся стали профессиональными музыкантами, просто он был убеждён, что именно академическая музыка помогает человеку оставаться человеком, развивать свои душевные качества, интеллект, постигать красоту этого мира.
– И среди стольких забот Михаилу Михайловичу ещё хватало сил и времени для сочинительства?
– Он обладал феноменальной работоспособностью и широтой композиторских интересов – пять опер, симфонии и оркестровые сюиты, хоровые, камерно-инструментальные, вокальные сочинения и даже музыка к кинофильмам.
– Как же получилось, что его музыкальное наследие сегодня почти неизвестно широкой публике?
– В рамки нового советского искусства творчество Ипполитова-Иванова не совсем вписывалось. Он продолжал работать как композитор и после событий 1917 года, но «певцом революции» не был, да и быть не мог – его прежде всего волновал внутренний, духовный мир отдельного человека. Он писал также и духовную музыку. А кроме того, у Михаила Михайловича, к сожалению, не было прямых наследников, приёмная дочь жила за границей, и получилось, что позже популяризировать его творчество было просто некому. Его огромное композиторское наследие до сих пор не изучено и ждёт своего часа. Нам предстоит серьёзная работа по возвращению его в концертную жизнь.
– «Ася» – первый шаг ипполитовцев на этом пути?
– Нет, не так давно мы совместно с ГИТИСом поставили оперу «Женитьба». Модест Мусоргский в поисках новых форм – жанр произведения был обозначен как «опыт драматической музыки в прозе» – написал её первый акт. Опера так и осталась неоконченной. Однако поиски Мусоргского захватили воображение Михаила Михайловича – он сделал оркестровку первого акта и дописал три своих, осторожно и деликатно развивая идеи предшественника. Для студентов – и вокалистов, и оркестрантов, и режиссёров – это был очень интересный опыт, ведь работа над новым и редко исполняющимся произведением открывает необозримые просторы для воображения и художественного развития.
– Что тогда говорить о произведении, которое не исполнялось более ста лет!
– Опера «Ася» была впервые исполнена в 1900 году в Московской частной русской опере. За дирижёрским пультом стоял сам автор. Главные партии исполняли ведущие певцы того времени – Елена Цветкова и Александр Шубин. Декорации и костюмы были созданы великим русским художником Михаилом Врубелем. Мы сейчас разыскиваем по всем архивам и музеям эскизы художника к этой постановке и, если найдём, непременно покажем зрителям. В начале прошлого века публика тепло встретила оперу. К сожалению, до революционных потрясений она была представлена всего пару раз. В 1905 году были изданы клавир и партитура, что и делает возможным её сегодняшнее возрождение.
– Ипполитов-Иванов дал своей опере то же жанровое определение, что и Чайковский «Евгению Онегину», – «лирические сцены». Что роднит эти произведения?
– Я бы сказал – особое отношение композиторов к персонажам. Ипполитов-Иванов учился у Римского-Корсакова, но считал себя в том числе и учеником Чайковского, дружил с ним и много общался. Либретто «Аси» не совсем точно следует литературному первоисточнику – некоторые сюжетные линии в опере отсутствуют, и Ася у Ипполитова-Иванова получилась более нежной, лиричной и мягкой, чем у Тургенева. Критики утверждали, что его Ася ближе к пушкинской Татьяне, чем к несколько взбалмошной и капризной героине Тургенева. Оперные образы Татьяны и Аси действительно очень близки по духу и по сути – вечная тайна и неизъяснимая притягательность истинно русского женского характера. Чайковский и Ипполитов-Иванов – каждый по-своему – искали музыкальные ключи к этому характеру. Как вы понимаете, эпоха революционных перемен требовала совсем других характеров и героинь. Неудивительно, что в советское время опера ни разу не увидела света рампы.
– Премьера «Аси» – на сцене Большого зала консерватории. Почему выбрана именно эта площадка?
– По нашему глубокому убеждению, «Ася» достойна быть представленной в одном из самых престижных концертных залов страны и на самом высоком исполнительском уровне. Эту идею поддержал ректор Московской консерватории А.С. Соколов (консерваторцы, кстати, участвовали в первых постановках). Мы пригласили солистов ведущих оперных театров, молодых талантливых исполнителей – вокалистов и инструменталистов – студентов нашего института и консерватории, они ведь тоже в известном смысле «ипполитовцы». За пультом – народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования института Юрий Симонов. Премьера – совместный наш проект с консерваторией и фондом «Русское исполнительское искусство». По сути, она продолжает традиции народных проектов. Мы очень надеемся, что опера найдёт отклик в сердцах слушателей и займёт полагающееся ей место в нашей музыкальной культуре, которого она так долго была лишена.
Беседу вела Виктория Пешкова
Репетицию перед премьерой ведёт Юрий Симонов