Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июня 2019 г.
  4. № 24 (6694) (19.06.2019)
Общество

Театр – школе

Можно ли просвещать, развлекая?

19 июня 2019

Не так давно я писала в «ЛГ» о «литературе, которую мы потеряли». Имелся в виду курс ХХ века: его проходят (в данном случае это слово обозначает «идут мимо») в одиннадцатом классе российской школы. В начале нынешнего учебного года я потеряла школу (ушла из неё) – школу, потерявшую литературу. Казалось бы, можно умыть руки.

Но двойное отрицание – это, как известно, утверждение. Вот и я опять говорю со старшеклассниками об Ахматовой и Блоке, Цветаевой и Гумилёве. Как такое стало возможным?

В случае с Ахматовой помог юбилей: в этом году «Анне всея Руси» – 130! Когда ЦДЛ предложил провести юбилейный вечер, я со смешанными чувствами – радости, гордости, долга – согласилась. Но, понимая, что на дворе – эпоха визуализации, призвала на помощь артистов театра «Мост». И мы вместе сотворили действо, почти спектакль: никаких длиннот, запинаний, подниманий-спусканий на и со сцены. Предельно лаконично – в духе Ахматовой, предельно информативно – биография, стихи, судьба, предельно честно – любовные романы, взаимоотношения с сыном, «человеческое, слишком человеческое». Презентация большого количества фотографий, голос Ахматовой, романсы на стихи позволили создать образ поэта (на «поэтессу» Анна Андреевна бы обиделась!), каким он видится из XXI века.

Но ведь, кроме Ахматовой, мне удалось рассказать и о других поэтах. Это стало возможным опять-таки благодаря театру.

Дело в том, что именно тогда, когда одни меня из школы «ушли», другие предложили сотрудничество. Ими были руководители театра «Мост». Директор Ирина Большакова поделилась проблемой: в репертуаре театра есть спектакль «Русский авангард» (режиссёр – Г. Долмазян): актёры воскрешают атмосферу легендарного кабаре «Бродячая собака», звучат стихи Маяковского, Гиппиус, Волошина, Мандельштама, песни Вертинского. Поэзия высшей пробы, но для неподготовленного зрителя – terra incognita.

Это хорошо поняли в театре, вот и попросили меня перед началом спектакля (а точнее, в качестве первого действия) читать обзорную лекцию о Серебряном веке. Я – встречно – предложила не просто соединить спектакль с обзором, но и проводить лекции об отдельном поэте с участием артиста, исполняющего его роль в «Русском авангарде».

Нашими зрителями и слушателями были в основном старшеклассники и учителя, но не только: приходили и студенты, и родители с детьми, и пожилые люди – кто-то смотрел «по программе», кто-то – «на вырост», кто-то – чтобы ликвидировать белые пятна в своём образовании («Ведь в советской школе, – как сказала одна пожилая зрительница, – из всего Серебряного века проходили только Блока, Маяковского и Есенина»).

Мы даже перевыполнили план: сделали лекции об обэриутах и «оттепели» (у театра «Мост» есть спектакль «Четыре Любы», где, помимо прочих, героями являются Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава и Ю. Визбор).

Другой коллектив – Московский театральный центр «Вишнёвый сад» – заказал мне литературно-музыкальную композицию «Москва и москвичи». С каким, не побоюсь пафоса, упоением я, москвичка, признавалась в любви родному городу словами Пушкина и Лермонтова, Чехова и Островского, Булгакова и Пастернака, Эренбурга и Симонова. Спектакль (режиссёр – Н. Сахаров) позволил связать XIX и XX век, перекинуть мостик в век XXI и познакомить зрителей и слушателей со стихами А. Дидурова, А. Гедымин, Е. Исаевой. Причём артисты не только читали стихи – они пели, танцевали, влюблялись, погибали.

Параллельно шла интерактивная игра со зрителями: актёры задавали вопросы о том или ином факте или событии из жизни Москвы – тот, кто правильно ответил на три, получал билет на спектакль театра.

Хочу быть понятой правильно: театр не может (и не должен!) заменять школу. Но разве плохо, если он, театр, придёт ей, школе, на помощь и будет – как сформулировал творческое кредо своего коллектива художественный руководитель «Вишнёвого сада» А. Вилькин – «развлекая, просвещать»? Ведь и основной принцип школы – в особенности, нынешней – обучать, играя. 

Тэги: Инна Кабыш Дневник учителя
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На «виласапеде» да прямо в рай

    13.02.2025
  • Бабушки Лермонтова

    20.07.2022
  • «Встань и иди»

    08.12.2021
  • Проявление гениальности

    10.11.2021
  • Богач страшный...

    19.10.2021
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
  • Розыгрыш или проигрыш?

    50 голосов
  • Послевкусие героических эпох

    44 голосов
  • Что вместо ЕГЭ?

    42 голосов
  • Недоросль, возомнивший себя «богом»

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS