Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июня 2019 г.
  4. № 24 (6694) (19.06.2019)
Литература

«Вжиться в себя тогдашнего…»

Исполнилось 90 лет со дня рождения Георгия Гачева

19 июня 2019
Четыре мушкетёра Отдела теории литературы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Сергей Бочаров, Пётр Палиевский, Вадим Кожинов, Георгий Гачев. Москва, 1959 г.

В ИМЛИ им. А.М. Горького РАН прошли вечер памяти и Международная научная конференция «Творчество в жизни и культуре: феномен Георгия Гачева». А в Государственном музее истории русской литературы им. В.И. Даля целый месяц работала выставка «Упуская время, жил счастливо…» Жизнемыслие Георгия Гачева». Рассказывая о трудах и днях литературоведа, философа, писателя, стремившегося соединить Жизнь и Мышление, Быт и Бытие, создатели выставки опирались на его собственное слово – «Жизнеописание», созданное им в 2003–2004 годах. «ЛГ» предлагает читателям фрагменты этого текста.


Как мне сегодняшнему понять меня тогдашнего?

9.9.2003. …Вжиться в себя тогдашнего: изнутри прочувствовать и понять, и мотивы выразить – удаётся лишь до предела. Да и вообще не удаётся: как к пропасти подходишь – извне, из сейчас, в воспоминании, навстречу к тому моменту и состоянию – и передаёшь, как с твоего берега пропасть видится и понимается. А задача: как ты тогдашний, я тогдашний шёл из бездны начала своего вперёд и отодвигал, раздвигал бульдозером слои бытия и что при этом хотел и чувствовал и как всё понимал. Как ты шёл с того массива пройденного уже пути и отодвигал край бездны предстоящего и вопросительного будущего, не ведая, что идёт навстречу тебе сейчасному, который со своей стороны возвращается вспять к своему «я». И вот мы встали напротив друг друга по краям пропасти – и трансцендентны друг другу, не взаимопонимаемы…


Композиторские опыты

10.9.2003. Я вхожу в жизнь Института мировой литературы, в круг аспирантов-сверстников в нём, езжу в библиотеку, читаю… В то же время бьёт ключом проснувшийся во взволнованной и потрясённой душе композиторский импульс – и я поступаю в семинар самодеятельных композиторов при Союзе композиторов. По композиции мой учитель – Николай Николаевич Каретников – молодой, уверенный, его симфонию исполняет оркестр под управлением Жюрайтиса, дирижёра Большого театра… Я приношу ему фортепианные пьесы и романсы, он уверенной рукой правит, направляет... С ним я отделал романс на «Воспоминание» Пушкина: «Когда для смертного умолкнет шумный день» – вещь драматическая… удалась музыка… и на великое слово… Ещё романсы: «Река времён» на стихи Державина и «Есть в осени первоначальной…» – на стихи Тютчева…


Идея ускоренного развития лите­ратуры

В аспирантуре ИМЛИ лишь на второй год я стал серьёзно задумываться: надо же предложить тему диссертации. Приняли-то меня на болгарскую литературу, но во мне – интеллектуальные амбиции понять мировую литературу, искусство, философию, смысл жизни и всего!.. А тут – в игольное ушко провинциальной литературы пролезай… Я страдал и не мог остановиться ни на теме какой, ни на авторе…

И вдруг – Светануло! Читая курс истории болгарской литературы XIX века, я был поражён удивлением: какой же это девятнадцатый век?.. В Европе и России – с начала века – романтизм, затем реализм! Байрон, Пушкин!.. А в Болгарии пишут «Житие грешного Софрония» (1804 год), то есть стадия и жанр Средних веков, а в конце века XVIII написана «История словеноболгарская», которая никакая не научная «история», а книга синкретической литературы – как Библия, Веды, «Илиада» – да, национальный героический эпос. То есть «гомеровская» стадия литературы! Так что начало XIX в. в Болгарии аналогично IX в. до нашей эры – в Греции, или VIII–X в. н.э. в литературе Западной Европы: «Нибелунгам», «Эдде», хроникам, житиям святых!.. Но! Уже в середине XIX в. в Болгарии – Ботев и Петко Славейков аналогичны Пушкину, Лермонтову, а Иван Вазов в 80-е годы XIX века пишет нормальный европейский реалистический роман в поэтике Гюго… А на рубеже с XX веком – у них свой символизм и декадентство, и ницшеанство – то есть «догнали» Западную Европу и Россию, за один век пройдя от Гомера – к Гюго и Ницше…


Ильенков заразил Гегелем

12.9.2003. Вторая половина 50-х годов – это оживление общественно-политической и литературной жизни в стране… Голод по сверхидеям проснулся тогда: перепонять, что мы такое и что у нас, пути истории, личность и общество... А мне, вышедшему на идею ускоренного развития, особенно насущно понять закономерности, правящие в Бытии и Истории.

На одном из «методологических семинаров» в ИМЛИ приглашён был выступить молодой философ Ильенков Эвальд Васильевич. Я слушал и обомлел, потом потянулся его проводить – до его дома на углу ул. Горького напротив телеграфа… С тех пор я стал бывать у него – и он стал моим «гуру» в философии… Он давал мне читать свои машинописные статьи – о Шеллинге, Фихте, Канте… Но главное – я пропитался, проникся Гегелем: прозревать в каждой вещи, мелочи – и быта – работу Духа и производить взаимоперевод материально-телесного – на язык идей и наоборот, – это вооружило и моё умственное зрение, «оптику», и мой метод толкований всего…

Ильенков был хрупок и трогателен. У него был туберкулёз, но он курил, выпивал. Самосжигался – фронтовик же уцелевший! – и раздаривался. Но когда говорил, объяснял что – строгая, благородная логика его речи – и светлые-прозрачные глаза, нездешнее видящие, переносили тебя в горнее пространство чистого Духа, Абсолюта…


Пишу «Образ и ритм» для «Теории литературы» – сентябрь 1959-го

Я уже зимой 1958–1959 гг. прибился к отделу теории литературы и участвовал в обсуждениях и разработке проекта труда «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении»: выльется в три тома.

Идея была: каждую категорию теории литературы представить не формально-логически, статично, а в живом движении. По Гегелеву принципу единства исторического и логического: что история явления, его развитие, есть развёртывание его понятия, его сущности и её потенций, сторон понятия. Как раз ко времени пришлась Ильенковская школа. Её и Кожинов воспринял, и другие…

Я вызвался писать главу «Образ» – что это такое – просветить через эпохи литературы… Это было состояние восторга, меня несло: за 25 дней, пребывая в этом «ритме!» – я промыслил и прописал историю литературного художественного образа от древних синкретических действ – до романтизма и реализма XIX века, вышло страниц 250. Они и составили главу «Становление художественного образа в литературе» – в I томе «Теории».

Как живописно выразился Петя Палиевский – на обсуждении или в кулуарах: «Генка, как кот, нажравшийся валерьянки, мечется по столетиям»…

В кругу молодых сотрудников сектора теории я узнал дружбу, содружество увлечённых, единомышленников. Серёжа Бочаров, с кем ещё по университету знались, Вадим Кожинов, Петя Палиевский – ближайшие…


Поехали к Бахтину в Саранск Бочаров, Кожинов и я

К нам в отдел теории принесли Словник предпринимаемой новой Литературной энциклопедии на «апробацию». И вот Кожинов задал вопрос: «А почему нет имени Бахтина?». Встал вопрос: жив ли? Где он?.. Оказалось – жив, в Саранске. Кожинов написал письмо. Бахтин ответил – и мы, лёгкие на подъём тридцатилетние, вот уже в поезде – и наутро в Саранске. Ночь не спали, проговорили – наутро несколько ошалелые, сошли. Куда приехали? В Мордовию – в Тмутаракань какую-то… Но день – летний, солнечный… Пришли к университету, у ступенчатого подъёма. И мне виделось так: мы внизу, а сверху вдруг появляется шар головы приземистого человека на костылях, в лучах солнца голова – как в нимбе-ореоле…

В двухкомнатной квартирке Бахтиных на 1-м этаже – как «хрущобы», нет, более старой пятиэтажки, долго сидели, говорили, спознавались. Было тесновато, я сидел напротив – и как-то, восхищённый, придвинулся и спросил: «Научите, как прожить жизнь чисто и абсолютно!»…


«60 дней в мышлении»: август-сентябрь 1961 года

На даче в Валентиновке, при Берте и Диме1, пишу, раскочегарясь вдохновением, «Содержательность художественных форм – и разделение литературы на роды и виды». Сладостно передумывать античный, эллинский литературный цикл. Одновременно питаю себя красотой и взбадриваю стихом Архилоха, поэта-воина:


Сердце, сердце! Грозным строем

Встали беды пред тобой.

Ободрись и встреть их грудью – и ударим на врагов!

Пусть кругом везде засады – смело стой, не трепещи.

Победишь – своей победы напоказ не выставляй.

Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй!

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт!


Вот лейтстих моей жизни, из руководящих и вооружающих максим…

Написав, приступил к перечтению написанного, готовя для перепечатки у машинистки в институте для труда по «Теории литературы», что естественно для научного работника. Но вот что не естественно, а может, и сверхъестественно, – это пришедшая на ум идея (озарение?..) переслоить трактат дневником, что я вёл в те дни, куда изливал эмоциональные избытки. В один прекрасный момент я уразумел, что ведь и в трактате – про себя пишу: загвоздки своей жизни разрешаю на сублимированном уровне теории литературы… То есть произошло узнавание – между всеобщим, отвлечённым в эмпирее Духа – и эмпирическим опытом жизни твоей…

И так перечтение написанного текста я локализовал с днями и ситуациями моей текущей жизни, что восписывал тогда в дневнике и исследовал, узнавал, комментировал перекличку меж сими пластами. Так растроенный Автор образовался: учёный мыслящий, человек живущий и наблюдатель их, комментирующий и рефлектирующий… Обозначил я это сочинение «60 дней в мышле­нии» – «в Плавании», Путешествии по Бытию и в Духе.


1 Первая жена и сын Георгия Гачева.

Тэги: Поэзия Память Георгий Гачев
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Гачева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS