Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июня 2019 г.
  4. № 24 (6694) (19.06.2019)
Искусство

Звёздный час «Бала воров»

Андрей Житинкин: музыкальное мошенничество в двух действиях

19 июня 2019
Сцена из спектакля

В Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии столичный режиссёр Андрей Житинкин впервые в России поставил сочинение классика французской интеллектуальной драмы Жана Ануя «Бал воров» на оригинальную музыку Александра Пантыкина.

 

Рок-музыкант, легендарный создатель екатеринбургской группы «Урфин Джюс», обладатель премии «Золотая маска» композитор Александр Пантыкин написал музыку к «Балу воров» несколько лет назад. Так случилось, что тогда замысел не был воплощён. Но, как это часто бывает в театре, он просто-напросто ждал своего звёздного часа, той минуты, когда по необъяснимому стечению обстоятельств материал попадает в руки именно к тем людям, что способны оценить его, дополнить своими идеями и подарить жизнь. Этими творцами стали режиссёр Андрей Житинкин, поэт Михаил Бартенев, художник Андрей Шаров, дирижёр Андрей Алексеев и хореограф Владимир Романовский.

«Бал воров» – одна из ранних пьес Жана Ануя. Он написал её в двадцать три года, когда его серьёзное увлечение театром стало определять дальнейшую судьбу молодого человека. На первый взгляд комедия-балет (так Ануй определил жанр своей истории) всего лишь юмористическая зарисовка в стиле итальянской commedia dell’arte с постоянными переодеваниями и сменой масок. Сюжет сводится к тому, что шайка карманников орудует на одном из французских курортов и то и дело попадает в нелепые ситуации. Именно незатейливость пьесы и подсознательное желание автора абстрагироваться от действительности, скорее всего, и стали причиной того, что «Бал воров» не имел счастливой сценической судьбы, ведь он появился на свет в 1933 году, когда мир ещё в полной мере не осознавал, хотя уже предчувствовал неотвратимо приближающуюся трагедию Второй мировой.

Художник Андрей Шаров не привязывает визуальный ряд к определённому историческому времени. Главная примета – это гламурная яркость, сверкающий глянец в каждой детали. Действие разворачивается на фоне ослепительно красочной картинки словно из рекламного буклета – синее море, зелёные пальмы, разноцветные шезлонги, белоснежная яхта, что лениво проплывает на линии безоблачного горизонта. Счастливые отдыхающие плещутся в душе, гуляют по набережной, флиртуют. Хор и балет, облачённые в разноцветные костюмы, поют и танцуют, создавая атмосферу беззаботного праздника жизни для тех, у кого есть средства этот праздник себе позволить. Кто они? Бизнесмены, аристократы, лорды, леди, их родственники, знакомые и т.д. Все радостны, расслаблены, приятно утомлены морем и солнцем. Здесь-то и появляются «романтики с большой дороги». Вот воришка Гектор в образе привлекательного жиголо элегантно снимает с руки кокетливой красотки Евы дорогущее кольцо. Вот дама, приятная во всех отношениях, она же глава шайки Петер Боно, вытаскивает кошелёк у отдыхающего, а вот юная мадемуазель, она же Гюстав, попадает в руки подельников, которые ловко обчищают своего же коллегу. Всё безумно весело и необыкновенно смешно до той поры, пока сюжет не начинает стремительно раскручиваться. Ведь всё в этом мире блеска, богатства и роскоши – фикция, блеф, чудовищная ложь. И нет в искусственном раю ни одного человека, который бы был самим собой и не носил бы маску, а порой и не одну. Так милый водевиль превращается в захватывающий трагифарс.

bal_vorov_7_1000_1000_jpg.jpg

Александр Круковский – Петер Боно


Спектакль этот – для самой широкой аудитории. Он принесёт удовольствие и поклонникам музыкального театра, и тем, кто любит драматическое искусство. В первую очередь в этом заслуга сильной труппы профессионалов Музкомедии, которые, искусно исполняя свои вокальные партии в игровых сценах, без хора, оркестра и балета не на шутку проживают жизни своих героев, раскрывая их характеры, темперамент, душевные переживания и решаясь на отчаянные шаги, делают нелёгкий выбор. Главной героиней становится леди Хэф в тонком и одновременно мощном исполнении Светланы Луговой. Она проводит героиню по всему лабиринту человеческих эмоций, в котором есть место и душевной опустошённости, и страху от неизбежно приближающегося увядания, и нерастраченной нежности и, конечно же, прорыву к собственным чувствам, выраженному в финальной арии «Беги, девочка моя…», исполненной актрисой чуть ли не на разрыв аорты. Юный Гюстав в страстном исполнении Александра Леногова заставляет зрителей пережить всю трагедию молодого человека, по воле судьбы ставшего вором-карманником, «отбросом общества», но встретив настоящую любовь, через страдания и борьбу с самим собой находящего силы стать человеком. Брутальный шалопай и балбес Гектор, которого Владимир Ярош изначально подаёт как этакого бесчувственного мачо, вдруг сталкивается с зарождающимся в нём чуждым и совершенно незнакомым чувством нежности к понравившейся девушке. И в финале, в партии «Сорвать бы маску, а что под маской? Я сам отвык от своего лица» артист выражает охватившие его отчаяние и страсть. Главарь банды аферистов Петер Боно в исполнении Александра Круковского – это совершенное владение артистом пластической и драматической формой, когда одно его появление в образе некой жуликоватой мадам вызывает шквал аплодисментов. Пахана арестовывает полиция, но его предельно искренний монолог, обращённый в зал, о ворах, имеющих деньги, власть и везение, заставляет зрителей проникнуться сочувствием к обаятельному и по-своему честному мошеннику. Виртуозно перевоплощаясь, Круковский в полной мере выражает саму суть трагикомедии, где смех и слёзы, музыка и драма дополняют друг друга. Александр Байрон в образе безучастного ко всему, кроме биржевых новостей, лорда Эдгара, в конце концов осознаёт, что, постоянно пряча лицо за листками финансовых ведомостей, пропустил свою единственную любовь. Племянницы леди Хэф Ева (Елизавета Олисова) и Жюльетт (Анастасия Лошакова), пройдя через все испытания, находят своё зыбкое и, может быть, недолгое счастье. А разорившийся, но не теряющий надежды любой ценой взять реванш бизнесмен Дюпон (Олег Флеер) остаётся в одиночестве, ведь его вечно послушный сын Дидье (Иван Корытов), постигший все премудрости бытия своего папаши, вдруг вырывается из-под его опеки и бросает в лицо отцу самые обидные обвинения. Надо заметить, что ария «Бежать…» очень трудная, но Иван Корытов исполняет её на одном дыхании.

Спектакль не состоялся бы без выразительной, а главное, артистичной хореографии Владимира Романовского и настоящих хитов, созданных композитором Пантыкиным и маэстро Алексеевым. По этой части «Бал воров» можно смело назвать рекордсменом среди российских мюзиклов. Практически у каждого героя есть своя тема, и эта тема – настоящий шлягер. Их, по крайней мере, десять, а что касается финального под названием «Что остаётся после нас», то публика слушает его в звенящей тишине, а потом эмоциональность зрительского восторга буквально зашкаливает. И в этом бесспорная заслуга поэта. Стихи Михаила Бартенева стали смыслообразующей величиной стильного, мудрого, эффектного и фантастически красивого во всех отношениях спектакля.

Жанна Филатова

 24-Бал воров Ева - Елизавета Олисова Гектор - Владимир Ярош.jpg

Ева – Елизавета Олисова, Гектор – Владимир Ярош

Тэги: Театральная площадь Андрей Житинкин Жанна Филатова Жан Ануй
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS