Потомственный инженер-путеец – это во все времена звучало и звучит гордо, а в конце XIX века и подавно. Таким был Николай Сергеевич Свиягин (1856–1924) – один из главных создателей Китайско- Восточной железной дороги (знаменитой КВЖД) и того особого русско-маньчжурского мира, который возник вокруг этого пути, в городках и посёлках.
Николай Сергеевич окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения и обрёл действительно популярную профессию. О такой судьбе тогда мечтали многие, но окончить этот институт было непросто.
К середине XIX века старинные дворянские традиции распадались. В свою эпоху Пётр Великий считал, что все сыны благородных семейств должны служить. По большей части – в армии, но и по статской линии тоже. Потом Пётр III, которого вряд ли кто-то назовёт Великим, дал своему «шляхетству» вольность – и появились беззаботные помещики, о которых со вкусом повествовали русские писатели. Железных дорог в то время не существовало. О чём-то подобном только писали сказочники и фантасты. Однако, когда во времена Николая I в России начали строить первую чугунку, к этому великому делу с удовольствием присоединились представители громких фамилий. Многим из них именно железнодорожные дела помогли остаться на вершине богатства и могущества: ведь аристократы, не умевшие трудиться, к концу XIX столетия разорялись, превращались в «захудалых дворян».
Свиягиных выручало инженерное дело, они строили железные дороги, на которые Россия во времена Александра III сделала ставку. Министром финансов – а по существу главой правительства – был железнодорожник Сергей Витте. Он считал Николая Свиягина одним из лучших инженеров-путейцев, давал ход его проектам и предложениям. Витте в людях разбирался. Именно Свиягин возглавил одну из групп русских инженеров и геологов, которые отправились в Маньчжурию выбирать маршрут для будущей железной дороги. Это была настоящая экспедиция – с записками, которые Свиягин составлял художественно, как настоящие очерки о путешествиях. Без споров не обошлось – как это и бывает у профессионалов. Но Витте, а вслед за ним и император Александр III приняли предложение Свиягина – так называемый северный маршрут.
Несколько участков Уссурийской железной дороги и КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) строились под непосредственным руководством Свиягина, много путешествовавшего в тех краях. Дорога от станции Никольской (ныне – Уссурийск) до станции Пограничная стала его любимым детищем. Он знал её до последней шпалы. Оттуда строители потянули ветку в Муданьцзян. Там в 1891 году Свиягин устроил свой штаб. Строились дороги от Уссурийска в Гродеково и до станции Мулин. Русские железнодорожники пробились к Тихому океану! Стратегическое руководство этим уникальным проектом лежало на плечах Свиягина.
В 1903 году заработала и КВЖД. Началось обустройство её неофициальной столицы – Харбина, города, построенного русскими железнодорожниками. Первые здания харбинского «посада» возводились по указанию Свиягина: корпуса депо, паровозных мастерских, дома и гостиницы для железнодорожников. Приступили и к строительству первой каменной православной церкви в Харбине. Архитектурный облик столицы КВЖД напоминал богатые кварталы русских сибирских городов.
После дальневосточных командировок Свиягин служил в Петербурге, в министерстве финансов, курируя железнодорожное строительство. В том числе – в годы войны, когда требовалось налаживать ремонтные работы прифронтовых путей. Его последний чин – статский советник. Если переводить на армейский язык, это чуть выше полковника и чуть ниже генерал-майора. Официально к Николаю Сергеевичу обращались «ваше высокородие». Он по праву считался самым уважаемым экспертом в области железнодорожного строительства.
Жил Свиягин широко и со вкусом – помогали и немалые собственные заработки, и семейное наследство. Чего стоит только его вилла в Крыму, на живописных склонах Нового Симеиза, построенная по проекту «императорского» архитектора Николая Краснова. Это настоящий дворец в античном стиле, не уступавший царским хоромам, – и построил его Свиягин незадолго до Первой мировой. А там и до революции рукой подать. Знатокам известен и петербургский особняк Свиягиных на Каменном острове. Большая аллея, дом 10. Просторный дом построен по проекту выдающегося мастера петербургского модерна – Дмитрия Крыжановского.
После национализации на вилле Свиягина располагались пансионат и противотуберкулёзный санаторий. В наше время у этой роскоши снова частный хозяин. А Николай Сергеевич в 1920 году был вынужден бежать из Крыма. Он поселился в Дубровнике, возглавив там русскую общину. А потом инженера пригласили в город, который он основал, – в Харбин. КВЖД – его детище – действовала даже в это неспокойное время. Харбин, в котором и прежде проживало немало русских, стал крупным центром белой эмиграции. Старый инженер сразу осмотрел пути, стал консультировать коллег.
Многие осели в Харбине всерьёз и надолго. Но Свиягин – так уж получилось – приехал в Харбин умирать. Уже немолодой, он надеялся тихо и безмятежно прожить закатные годы жизни. Задумывался о мемуарах. Был счастливо женат, обладал литературным талантом. Занимался и благотворительностью – пытался организовать нечто вроде профсоюза, который помогал бы семьям инженеров путей сообщения, оставшихся без кормильца.
Он умер в 1924 году, так и не увидев полноценного возрождения железных дорог в нашей стране. Умер с горьким ощущением потери «старой России» и без уверенности в том, что уже встаёт на ноги Россия новая. Но его инженерное наследие служит Отечеству до сих пор. И память об основателе Китайско-Восточной железной дороги не стёрлась из истории.
А в Харбине с пригородами в наше время проживает около 10 миллионов человек. Правда, русских среди них не так много, как в прежние времена.
Чтобы помнили
В честь Николая Свиягина ещё при его жизни была названа железнодорожная станция на главном ходе Транссиба и населённый пункт, возникший неподалёку от неё. Такова была тогдашняя традиция – увековечивать инженеров-путейцев, не дожидаясь их кончины. Железнодорожная станция Свиягино и ныне располагается в Спасском районе Приморского края. Сохранилось название, сохранилась историческая память.