Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июня 2022 г.
  4. № 25 (6839) (22.06.2022)
Искусство Культура

Следует – жить!

Юбилею Юрия Левитанского посвящена выставка в Музее архитектуры им. Щусева

22 июня 2022
Эти и другие экспонаты  можно увидеть до 26 июня

Выставка к столетию Юрия Левитанского «Человек иронический» своим названием обязана одному из стихотворений поэта. Обосновалась она в довольно неожиданном месте – в Музее архитектуры им. Щусева. Можно прийти в недоумение – почему именно там? Что общего у поэта и архитектуры? Да ещё и пространство для экспозиции выбрано «вневременное» – так называемый флигель «Руина»: из-под старой, даже старинной штукатурки проступает ещё более старый красный кирпич, резонируют арочные своды, чугунные лестницы вдруг обрываются деревянными. Может быть, именно в таком месте поэзия и чувствует себя свободной?

 

На вопрос, почему именно здесь, у директора музея Елизаветы Лихачёвой есть простой и ясный ответ: «Для меня архитектура – это жизнь. Мы живём в архитектуре, и большая часть того, что с нами происходит, происходит именно в архитектурной среде. Так что в нашем музее без натяжки будут смотреться любые проекты. А если серьёзно, то выставка, посвящённая Левитанскому, – возможность поговорить на тему, которая меня очень волнует, – кто мы. Никто пока не может этого внятно сформулировать, а это один из способов найти ответ».

Уточним – музей архитектуры в данном случае только площадка. Идея выставки принадлежит семье поэта, концепцию разрабатывали куратор Анна Наринская и выступивший в качестве креативного продюсера нынешний художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович. А посему не исключено, что многие из горячих поклонников Левитанского увидят совсем не то, чего ожидали. Нет, о легендарной и оскароносной «Москве», которая «слезам не верит», конечно, не забыли. Допотопный «Электрон» (а может, и «Рубин») добросовестно крутит знаменитую сцену с «Диалогом у новогодней ёлки». Вот только стоит он в странной выгородке, оклеенной и устланной старыми советскими газетами, и этот нарочитый «ремонтный неуют» сводит на нет атмосферу одного из самых проникновенных эпизодов картины Владимира Меньшова. Случайность? Не думаю.

На стене напротив – яркий «коллаж»: Эрнст Неизвестный, Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Борис Мессерер. Работы предоставлены частными коллекционерами, наследниками художников, Третьяковкой, архитектурным музеем. Вся стена – наиболее яркие представители неофициального советского искусства той эпохи. А вот официальное не представлено вовсе. А, собственно, почему? Тот же Мессерер вовсе не был опальным художником, наоборот – замечательный сценограф в 60–70-е напряжённо и плодотворно трудился в Большом и во МХАТе, в «Современнике» и в Театре сатиры. В том ведь и заключается парадокс советского искусства, что как признанную, так и непризнанную его составляющую творили одни и те же люди. Относится это не только к художникам, и Юрий Левитанский в этом отношении исключения не представляет. В одном из углов воспроизведён кабинет поэта (личные вещи Юрия Давидовича впервые покинули родные пенаты), в котором рождались и переводы поэтов, не слишком жалуемых официальной советской печатью, и стихи, печатавшиеся в сборниках, выходивших гигантскими тиражами, и песни, мгновенно уходившие в народ.

«Судьба его складывалась непросто, – писал о поэте его друг, журналист и писатель Геннадий Евграфов, – он недоучился в ИФЛИ, третьекурсником ушёл на фронт, воевал, писал не похожие ни на кого стихи. Известность пришла к нему позже, чем хотелось, – после книги «Кинематограф» (1970). Он говорил, что стихи лично у него не существуют как нечто отдельное, а только как книги. Книги писались и складывались долго, но зато каждая становилась событием. Он не был ни бунтарём, ни диссидентом – поэзия и диссидентство разные вещи». Видимо, не для всех.

Акцент экспозиции ощутимо сдвинут. Что ж, каждый выбирает по себе... В зависимости от личного отношения к стране под названием СССР. Искать золотую середину трудно всегда, в данном случае особенно, потому и желающих немного. Сделать выставку, посвящённую поэту, – задача головоломной сложности, поскольку предполагает поиск материального образа, адекватного образу поэтическому. Романтическая «веранда» с цветными стёклами из Юриного детства тихонько позванивает в такт его строкам. А стенд с фотографией города, где прошла большая часть этого детства, и пространными пояснениями, почему дореволюционную Юзовку переименовали в Сталино, поэтического резонанса почему-то не производит.

Как и огромный экран, на котором в бесконечном хороводе меняют друг друга актёры, читающие его стихи. Это беззвучное шевеление губ вызывает ассоциацию разве что с рыбками в аквариуме. Да, можно надеть наушники и услышать, что они такое читают. Но к «говорящей голове» размером в полстены поневоле приближаешься с инстинктивной опаской. И ловишь себя на желании читать его стихи самому. Мысленно. Про себя. В качестве самого надёжного противоядия от сгущающегося вокруг тебя наваждения. И единственного «противоядия» от этого наваждения, кабала и опала которого, хочется верить, недолговечны. Левитанского лучше носить в душе, где-то в самом потаённом уголке, недоступном для посторонних и равнодушных.

– С настоящим искусством всегда так, – резюмирует Елизавета Лихачёва. – Соберёшься делать выставку, скажем, Константина Мельникова, которого уже полвека на свете нет, – и понимаешь, что он актуальнее, чем все современные художники, вместе взятые. Это свойственно подлинному искусству. С неподлинным это не работает. Со всех сторон раздаются сетования: люди стали меньше читать. На самом деле читать стали больше, но, увы, для многих это совсем не книги. Поэзия не является источником сведений. Поэт пишет не потому, что хочет кому-то что-то рассказать. Оттого поэзия самый трудный вид литературы – чтобы её понять, требуется больше усилий, чем, скажем, для прозы. А людей, любящих и умеющих думать, становится всё меньше. Эта выставка заставляет вспомнить о том, как много хороших книг существует на свете. И если она заставит кого-то задуматься и достать с полки книжку, пусть и не Левитанского, мы свою задачу выполнили.

Виктория Рогозинская

 

Тэги: Память сердца Юрий Левитанский Виктория Рогозинская
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Я – свидетель

    22.06.2022
  • С Пречистенки на Лубянку

    25.05.2022
  • «Василий Львович, милый! Здравствуй!»

    27.04.2022
  • Каждый выбирает для себя...

    19.01.2022
  • Сюжет с вариантами

    19.01.2022
  • Каждый выбирает для себя...

    43 голосов
  • Совершенство

    30 голосов
  • Я – свидетель

    28 голосов
  • Сюжет с вариантами

    27 голосов
  • «Если б я умел играть на флейте…»

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS