Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2014 г.
  4. № 26 (6469) (02.07.2014)
Общество

Рынок, знай своё место

02 июля 2014

Майк Сэндел. Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с. – 3000 экз.

Философ, политолог, профессор Гарвардского университета Майк Сэндел задаётся вопросом: как нам жить теперь, когда, после победы в холодной войне, торжествует рынок? Ничто более не оказалось таким же эффективным в создании и распределении богатства и процветания. Но во что превращаются люди под властью рынка?

«Рынки не судят о желаниях, они их удовлетворяют», – пишет Сэндел. Не все готовы видеть в этом проблему. Ведь если есть обоюдное согласие и не нарушены ничьи права – значит, сделка чистая и мораль здесь ни к чему. Профессор Сэндел не согласен. Он полагает, что не все желания равноправны, даже если они не вредят другим людям. Что, удаляя мораль из отношений, мы теряем слишком много (и даже с точки зрения эффективности). Наконец, он считает, что, выставляя всё на продажу, человек уничижает себя, рассматривает себя как примитивный объект торговли, и это сродни рабству.

Вы бы хотели, чтобы курильщикам заплатили за то, чтобы они бросили курить? Толстякам – за то, чтобы сбросили вес? А как насчёт того, чтобы школы платили детям за хорошую учёбу? В действительности всё это уже происходит. В США и Великобритании есть такие программы: их внедряют страховые компании, их используют для сюжета реалити-шоу. И деньги помогают. Вот только – в 90% случаев – ненадолго. Сброшенные килограммы, как и дурная привычка, возвращаются в течение полугода после того, как за избавление от них перестают платить. У людей просто не было другого – осознанного, прочувствованного – стимула. Со школьными успехами сложнее. Иногда эффект оказывается долговременным – но только в том случае, если с деньгами детям предлагается что-то ещё. Не обычное усвоение программы, но углублённый курс, который прежде был достоянием немногих. Тогда у детей может появиться ощущение, что это «круто».

Сэндел считает, что без этих внеэкономических ощущений из жизни пропадает вкус и страдает способность к сотрудничеству. В одном из детских садов Израиля ввели штрафы для тех родителей, кто опаздывал забирать детей в конце рабочего дня. После этого опаздывающих стало больше! Родителям перестало быть стыдно перед воспитателями, ведь теперь можно просто заплатить штраф.

Иногда рыночная стоимость чего-либо снижает его настоящую стоимость. Открытка со словами, написанными пусть немного коряво, но от души, приятнее открытки с чужим гладким текстом. Поздравительная речь, произнесённая от сердца, дороже, чем поздравительная речь, купленная у профессиональных копирайтеров. Подарок – это вообще не рыночное понятие. С точки зрения рынка лучший подарок – деньги (даже лучше, чем подарочная карта от магазина, которые сейчас получили распространение). Ведь на деньги можно купить то, что сам хочешь. И, однако, даже экономисты, вступая на эту почву, чувствуют себя неуверенно и признают, что отобразить всю ценность подарка в терминах экономической науки невозможно. Подарок – это и сигнал о внимании, и обозначение твоей готовности потратить время и усилия на выбор (или творчество), и отражение твоего представления о человеке… Много чего нематериального заложено даже в самом скромном подарке, в то время как деньги – безлики.

Профессор Сэндел всерьёз опасается, что, отказываясь от неэкономических соображений, люди делают свою жизнь примитивной. В сущности, он пишет о том, что не только спрос рождает предложение, но и предложение навязывает себя там, где прежде не было спроса, эксплуатируя человеческую слабость, доверчивость, бедность, готовность ходить лёгкими путями. И это механизирует отношения даже в той жизни, которую мы до сих пор называем «личной».


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Шабаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS