Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2015 г.
  4. № 27 (6515) (01.07.2015)

Атака монстров

01 июля 2015

С нашим телевидением и вообще-то нельзя быть спокойным, а уж за безопасность детей – тем более: так, если вечером ваша кроха попрощается в «Спокойной ночи, малыши!» с хорошенькими и родными Хрюшей, Степашей, с красавицей Оксаной Фёдоровой и Ко, то с утра, спросонья, ошибитесь кнопкой, попадите на канал Disney – и ваше дитятко угодит прямиком в когтистые лапки «Генри Обнимонстра» из мультика, который крутится в эфире общероссийского развлекательного канала для всей семьи, начавшего вещание в России 31 декабря 2011 года.

Нет, Генри, конечно, «хорошенький» монстрик, его «змейгорынычный» экстерьер максимально облагорожен, смягчён, стилизован, но ведь макияжем из лягушки царевну не сделаешь, а, например, мне в детстве существо с торчащими редкими острыми зубами и выпученными глазами однозначно показалось бы страшным, как показался страшным трёхлетнему сыну моих приятелей в кукольном театре крокодил точно с такими же зубами, после чего кроха перед дневным сном по секрету сообщил маме, что испугался потому, что «у всех зýбов не было, а у этого бы-ы-ли»… Видимо, я и приятельское чадо так реагируем на монстра потому, что лимит наших ожиданий стойко сформирован милыми образами, созданными отечественными гениями рисованного и кукольного кино: Серой Шейкой, игроками «Необыкновенного матча», Ёжиком в тумане, Гадким Утёнком, даже Смешариками и 3D-технологичными Машей и Медведем… Ведь наш – кро-ко-дил! – Гена – разве он способен кого-то напугать своим обликом, разве уродлив или страшен Волк в «Ну, погоди!»?!

Не без помощи канала Disney постигается странный парадокс: в СССР и России этот киножанр скромно принял название от латинского «умножение» (multiplicatio). В других же странах эта продукция высокопарно была названа от латинского «одушевление» – анимация (animation). Но наглядно видно: именно отечественная традиция мультипликации как раз и занималась созданием таких образов, которые приучали ребёнка к способности «верить в Карлсона», в непонятном плюшевом Чебурашке видеть родного и близкого друга, в, казалось бы, формальном и неживом ощущать живое, в кукле и мишке – ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВО… А компания стилизованных «зверушек», у которых вместо лап… колёса, на коих носятся они по обширной сети дорог среди дерев, кустов и рек на Disney, – что это за клоны multiplicatio, почему они должны очаровывать наших детей?!

И ещё один парадокс канала: в прошлом веке именно Дисней подарил миру чудо одушевления, преображения – миллионы зрителей влюбились в волшебную красоту сказочного мира «Белоснежки и семи гномов», в чарующую поэтичность детства Бэмби (премии «Оскар» и МКФ в Венеции). Столь искусно, поистине высокохудожественно был найден соответствующий т.н. мультипликат – «палитра» фаз движения персонажей, как можно более разнообразных и подробных. И вот рисунок, который изначально в западной анимации был «позаимствован» из незатейливой обобщённости комикса, ожил, задышал, очаровал волшебством, щедростью фантазии… Породил не только поклонников, но и последователей по всему миру, дал толчок существованию самобытных национальных школ мультипликации – чешской (Й. Трнка), румынской, загребской и мн. др. Даже в Туркмении были художники-мультипликаторы (О.М. Чарыев), даже в Эстонии (Р.А. Раамат)…

И вот сегодня компания Disney, пришедшая на рынок России, «окомпьютерила» этот волшебный диснеевский мультипликат, закодифицировала виртуозную одушевлённую пластику диснеевских персонажей, – и разве не застыл этот мир красоты в имитацию красивости? Русалочка Ариэль, китаянка Мулан, поточным способом навалянные компьютерной графикой, казалось бы, хоть и по канонам красоты диснеевской «Белоснежки» и «Золушки», разве могут сравниться с красотой и поэтичностью оригинала, как могут ли пластиковые подделки напомнить шедевры высокой живописи, кукла Барби – реальную живую красавицу?..

Может, чтобы полнее составить понятие о ценностях канала Disney, его сущности и задачах, и не стоило бы так застревать на мордашке одного монстра – ведь на канале море и другой продукции! Но и более общий, и более детальный обзор телевещания Disney показывает, что российский офис компании «The Walt Disney Company СНГ» (гендиректор Марина Жигалова-Озкан) осуществляет захват аудитории на нескольких вполне глобальных «китах».

И обилие монстров, визуально страшных злодеев, зомби, вампиров-привидений, доисторических ящеров – это всё-таки «фирменный знак» канала (и, видимо, компании в целом, так как позиционируемый «контент» воспроизводится и в музыкальных, и кино- и театральных проектах, и в выпуске товаров потребления и т. п.). Это и «Макс динотерра» (6+), и «Монстр в Париже» (6+). Даже в российской продукции, инициированной компанией Disney, передаче «Мама на 5+» в одной из рубрик «Тест-драйв» ребятишки-эксперты раскрашивают свои мордашки в маски страшилищ и уродов, малюют впалые щёки и чёрные круги под глазами, наводят морщины на лбу и прочие «крутые» мимические подробности героев продаваемых и внедряемых со всех сторон «групп» персонажей – вроде куколок «Монстер-хай» или роботов-трансформеров с огромными плечами и бошечками с пуговку например. В сериале «С приветом по планетам» (12+) канал Disney без устали населяет Вселенную планетами, на одной из которых путешественники на бреющей скорости изо всех сил отбиваются от какой-то гигантской и очень противной гусеницы-анаконды среди гигантских же трухлявых поганок, а на другой танцуют на балу технообразных уродов один мерзее другого – и разнообразию ассортимента придумавших эти «личики» художников не надо удивляться: в своём детстве они, очевидно, не видели союзмультфильмовской «Тайны третьей планеты», зато «Звёздные войны» наверняка наизусть выучили.

Кстати, этот образец и прообраз многих создаваемых в данный момент «творческих находок» щедро представлен и в сетке вещания Disney. Тем более что компания продвигает на российский и постсоветский рынок «Звёздные войны» всеобъемлюще, целой франшизой. Монстров в эфир канала эти трансляции эпизодов саги Лукаса добавляют в изобилии. (Однако с учётом нынешней драматичной реальности всякие там Дарты Вейдеры смотрятся не более чем персонажами из паноптикума киевских избирательных кампаний даже, думается, для малых детей, до которых тоже доходят кадры новостей.)

А как вам реплика сестрички из мульт­сериала «Гравити Фолз» (12+), где братик пытается отвадить её от поклонника-зомби: «Он мой парень, очень классный, смотри, какой засос он мне поставил! Ха, шутка: это след от садового шланга!» – и сюжетец «питательный» для юношества, и юмор на уровне, не правда ли?

Дирекция уведомляет, что программное вещание канала составляется «с учётом жизненного ритма аудитории». Из просмотров ясно: диснеевцы мыслят ритм жизни нашей детворы исключительно как молниеносный. Все эти бреющие полёты, виражи, гонки, скакания, метания, хлопотания лицом в «Гуфи и его команде», «Джейке и пиратах Нетландии», «Сорвиголове Кик Бутовски», в телесериалах с «живым планом» – «Историях Райли», «Остин и Элли», даже в удручающе-натуралистично мрачной киносказке «Десятое королевство» – задают единственный темп и ритм, в каких нуждается подрастающее поколение, по версии Disney.

Поэтичный мир детства Бэмби, когда-то пронявший своей лиричной красотой весь мир, ныне отброшен! Ведь ему не «впаришь» куклу – дочь Дракулы, массовую «диснейленд-культуру» и «пиф-паф кинематограф», проект «Голос. Дети».

Только ведь нашим детям с учётом и наших культурных традиций, и нынешних трагичных вызовов социума насущно необходима совсем другая формула детства, из той чýдной песни Крылатова: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко… От чистого истока я начинаю путь»! А не от Генри Обнимонстра. Вот сами и решите, нужно ли вашему ребёнку смотреть телеканал Disney.

Любовь ГЕРАСИМОВА

Тэги: Телевидение Мультипликация
Обсудить в группе Telegram

Любовь Герасимова

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Родилась в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Провал по-богатырски

    18.04.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Замшев в гостях у Соловьева

    13.03.2022
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS