С нашим телевидением и вообще-то нельзя быть спокойным, а уж за безопасность детей – тем более: так, если вечером ваша кроха попрощается в «Спокойной ночи, малыши!» с хорошенькими и родными Хрюшей, Степашей, с красавицей Оксаной Фёдоровой и Ко, то с утра, спросонья, ошибитесь кнопкой, попадите на канал Disney – и ваше дитятко угодит прямиком в когтистые лапки «Генри Обнимонстра» из мультика, который крутится в эфире общероссийского развлекательного канала для всей семьи, начавшего вещание в России 31 декабря 2011 года.
Нет, Генри, конечно, «хорошенький» монстрик, его «змейгорынычный» экстерьер максимально облагорожен, смягчён, стилизован, но ведь макияжем из лягушки царевну не сделаешь, а, например, мне в детстве существо с торчащими редкими острыми зубами и выпученными глазами однозначно показалось бы страшным, как показался страшным трёхлетнему сыну моих приятелей в кукольном театре крокодил точно с такими же зубами, после чего кроха перед дневным сном по секрету сообщил маме, что испугался потому, что «у всех зýбов не было, а у этого бы-ы-ли»… Видимо, я и приятельское чадо так реагируем на монстра потому, что лимит наших ожиданий стойко сформирован милыми образами, созданными отечественными гениями рисованного и кукольного кино: Серой Шейкой, игроками «Необыкновенного матча», Ёжиком в тумане, Гадким Утёнком, даже Смешариками и 3D-технологичными Машей и Медведем… Ведь наш – кро-ко-дил! – Гена – разве он способен кого-то напугать своим обликом, разве уродлив или страшен Волк в «Ну, погоди!»?!
Не без помощи канала Disney постигается странный парадокс: в СССР и России этот киножанр скромно принял название от латинского «умножение» (multiplicatio). В других же странах эта продукция высокопарно была названа от латинского «одушевление» – анимация (animation). Но наглядно видно: именно отечественная традиция мультипликации как раз и занималась созданием таких образов, которые приучали ребёнка к способности «верить в Карлсона», в непонятном плюшевом Чебурашке видеть родного и близкого друга, в, казалось бы, формальном и неживом ощущать живое, в кукле и мишке – ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВО… А компания стилизованных «зверушек», у которых вместо лап… колёса, на коих носятся они по обширной сети дорог среди дерев, кустов и рек на Disney, – что это за клоны multiplicatio, почему они должны очаровывать наших детей?!
И ещё один парадокс канала: в прошлом веке именно Дисней подарил миру чудо одушевления, преображения – миллионы зрителей влюбились в волшебную красоту сказочного мира «Белоснежки и семи гномов», в чарующую поэтичность детства Бэмби (премии «Оскар» и МКФ в Венеции). Столь искусно, поистине высокохудожественно был найден соответствующий т.н. мультипликат – «палитра» фаз движения персонажей, как можно более разнообразных и подробных. И вот рисунок, который изначально в западной анимации был «позаимствован» из незатейливой обобщённости комикса, ожил, задышал, очаровал волшебством, щедростью фантазии… Породил не только поклонников, но и последователей по всему миру, дал толчок существованию самобытных национальных школ мультипликации – чешской (Й. Трнка), румынской, загребской и мн. др. Даже в Туркмении были художники-мультипликаторы (О.М. Чарыев), даже в Эстонии (Р.А. Раамат)…
И вот сегодня компания Disney, пришедшая на рынок России, «окомпьютерила» этот волшебный диснеевский мультипликат, закодифицировала виртуозную одушевлённую пластику диснеевских персонажей, – и разве не застыл этот мир красоты в имитацию красивости? Русалочка Ариэль, китаянка Мулан, поточным способом навалянные компьютерной графикой, казалось бы, хоть и по канонам красоты диснеевской «Белоснежки» и «Золушки», разве могут сравниться с красотой и поэтичностью оригинала, как могут ли пластиковые подделки напомнить шедевры высокой живописи, кукла Барби – реальную живую красавицу?..
Может, чтобы полнее составить понятие о ценностях канала Disney, его сущности и задачах, и не стоило бы так застревать на мордашке одного монстра – ведь на канале море и другой продукции! Но и более общий, и более детальный обзор телевещания Disney показывает, что российский офис компании «The Walt Disney Company СНГ» (гендиректор Марина Жигалова-Озкан) осуществляет захват аудитории на нескольких вполне глобальных «китах».
И обилие монстров, визуально страшных злодеев, зомби, вампиров-привидений, доисторических ящеров – это всё-таки «фирменный знак» канала (и, видимо, компании в целом, так как позиционируемый «контент» воспроизводится и в музыкальных, и кино- и театральных проектах, и в выпуске товаров потребления и т. п.). Это и «Макс динотерра» (6+), и «Монстр в Париже» (6+). Даже в российской продукции, инициированной компанией Disney, передаче «Мама на 5+» в одной из рубрик «Тест-драйв» ребятишки-эксперты раскрашивают свои мордашки в маски страшилищ и уродов, малюют впалые щёки и чёрные круги под глазами, наводят морщины на лбу и прочие «крутые» мимические подробности героев продаваемых и внедряемых со всех сторон «групп» персонажей – вроде куколок «Монстер-хай» или роботов-трансформеров с огромными плечами и бошечками с пуговку например. В сериале «С приветом по планетам» (12+) канал Disney без устали населяет Вселенную планетами, на одной из которых путешественники на бреющей скорости изо всех сил отбиваются от какой-то гигантской и очень противной гусеницы-анаконды среди гигантских же трухлявых поганок, а на другой танцуют на балу технообразных уродов один мерзее другого – и разнообразию ассортимента придумавших эти «личики» художников не надо удивляться: в своём детстве они, очевидно, не видели союзмультфильмовской «Тайны третьей планеты», зато «Звёздные войны» наверняка наизусть выучили.
Кстати, этот образец и прообраз многих создаваемых в данный момент «творческих находок» щедро представлен и в сетке вещания Disney. Тем более что компания продвигает на российский и постсоветский рынок «Звёздные войны» всеобъемлюще, целой франшизой. Монстров в эфир канала эти трансляции эпизодов саги Лукаса добавляют в изобилии. (Однако с учётом нынешней драматичной реальности всякие там Дарты Вейдеры смотрятся не более чем персонажами из паноптикума киевских избирательных кампаний даже, думается, для малых детей, до которых тоже доходят кадры новостей.)
А как вам реплика сестрички из мультсериала «Гравити Фолз» (12+), где братик пытается отвадить её от поклонника-зомби: «Он мой парень, очень классный, смотри, какой засос он мне поставил! Ха, шутка: это след от садового шланга!» – и сюжетец «питательный» для юношества, и юмор на уровне, не правда ли?
Дирекция уведомляет, что программное вещание канала составляется «с учётом жизненного ритма аудитории». Из просмотров ясно: диснеевцы мыслят ритм жизни нашей детворы исключительно как молниеносный. Все эти бреющие полёты, виражи, гонки, скакания, метания, хлопотания лицом в «Гуфи и его команде», «Джейке и пиратах Нетландии», «Сорвиголове Кик Бутовски», в телесериалах с «живым планом» – «Историях Райли», «Остин и Элли», даже в удручающе-натуралистично мрачной киносказке «Десятое королевство» – задают единственный темп и ритм, в каких нуждается подрастающее поколение, по версии Disney.
Поэтичный мир детства Бэмби, когда-то пронявший своей лиричной красотой весь мир, ныне отброшен! Ведь ему не «впаришь» куклу – дочь Дракулы, массовую «диснейленд-культуру» и «пиф-паф кинематограф», проект «Голос. Дети».
Только ведь нашим детям с учётом и наших культурных традиций, и нынешних трагичных вызовов социума насущно необходима совсем другая формула детства, из той чýдной песни Крылатова: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко… От чистого истока я начинаю путь»! А не от Генри Обнимонстра. Вот сами и решите, нужно ли вашему ребёнку смотреть телеканал Disney.
Любовь ГЕРАСИМОВА
Ясно, что детям это показывать нельзя!
Что касается темы патриотизма, так это для ребенка пустой звук как раз по той же причине - ни один сюжет не имеет привязки к конкретному месту (что является одним из жестких правил ужасов), но в большей степени к более крупному, а потому для ребенка абстрактному, общему понятию России, большой страны. Оттого каждый второй американец обязательно патриот, причем скорей потому, что привязан к конкретному штату, а за счет этого ко всей стране. Русский же ребенок - это обитатель бескрайних неконкретных просторов.
Статья выше - это типичная позиция родителя, который ребенка пытается сразу рядить во взрослого, создавать из него будущего "нормального" гражданина с точной программой действий, от которой не отступить ни влево, ни вправо. Дискретность подобного сознания, приводящее к психозам различного плана и колебаниям по жизни, как раз из-за отсутствия в сознании понимания промежуточных состояний, задаваемых культурой ужасного. Тогда ребенок и не застрянет в детстве на всю жизнь, когда его детство не будет представлять из себя четко очерченную территорию. Ведь пресловутые ужасы строятся на двух древнейших столпах взросления: инициации через преодоление тайного (которое в детской культуре всегда имеет конкретное обличье некоего "зла") и приятии двойственности любой личности, в которой существуют далеко не только положительные стороны. Если же продолжать представлять эти стороны в конфронтации, а поиски тайного практиковать на реальности, то мы всегда получим далекого от жизни романтика, ведущего войну с самим собой.
Кого-то ни литература, ни визуальные медиа так ничему и не научили, я смотрю. Стыдно публиковать столь нелепую критику в подобном издании.
Как я заметил, рассказать о чем то хорошем, происходящем в России Вы не способны? Все хорошее только где то в Болгарии? Лично мне (и моему ребенку) понравился мультсериал про богатырей.
Я не люблю канал "Дисней"-он откровенно тупой, но "Спокойной ночи, малыши" мне умнее кажутся...
И потом-ведь есть уже и качественные российские мультсериалы, и российские же детские каналы-что мешает их включать? И впрямь-не надоело во всем мрак видеть?
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться