Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2022 г.
  4. № 27 (6841) (06.07.2022)
Искусство Культура

Гармоничный человек

К 75-летию Бориса Любимова

06 июля 2022


«Для веселья нам даны молодые годы», – поётся в студенческом гимне. С возрастом сохранить весёлость непросто, и потому, глядя на Бориса Николаевича Любимова, невозможно соединить его речи с нынешними юбилейными «данными».

 

Сам Любимов в один из дней празднования заметил, что в Библии, например, почти не встретить слово «счастье», а «веселье» и «радость» – очень часто. Знание, добавляющее мудрость, но не превращающее её носителя в угрюмого и печального старца, – редкость. А Любимов, конечно, на старца ничуть не похож, а глядя на его юношеские и студенческие фотографии, отмечаешь, как многое в нём нынешнем от того, молодого, покорявшего горы, а в армейские годы ставшего свидетелем строительства Байконура… Нет, не только молодые годы нам даны для веселья – понимаешь всякий раз, разговаривая с Борисом Николаевичем и каждый раз имея возможность поразиться его многим знаниям и какой-то совершенно невероятной, прямо-таки кибернетической памяти.

Борис Николаевич Любимов – театральный критик, историк театра и историк русской философской и религиозной мысли, профессор, заместитель художественного руководителя Малого театра, а недавно – ещё и заместитель художественного руководителя Студии театрального искусства, ректор Театрального училища имени Щепкина при Малом театре и заведующий кафедрой истории театра России ГИТИСа… Кажется, и этот список неполон.

Когда нынешние студенты театроведческого факультета ГИТИСа на семинарах получают задание написать рецензию, как пример приводят ставшие хрестоматийными рецензии Павла Александровича Маркова, который был учителем Любимова в ГИТИСе, и рецензии самого Любимова, хотя повторить за ним, написать как он вряд ли у кого-то из нынешних студентов получится. Как в капле воды отражается мир, так и рецензия Любимова на тот или другой спектакль в его описании возвращается в контекст истории этого театра, в контекст театрального сезона, попутно узнаёшь о том, как занятые в спектакле актёры пришли к этим ролям… У Бориса Николаевича Любимова каждая рецензия – это маленькая энциклопедия театральной жизни.

Редкая способность держать в голове все даты и события необходима ему и в повседневном общении, когда он с удовольствием поздравляет своих вчерашних и позавчерашних студентов с каким-нибудь важным назначением или просто приятным событием, между прочим припоминая, что ровно десять, пятнадцать, двадцать или даже больше лет тому назад в этот день… Очень важно – это всегда напоминание о чём-то хорошем. Умение «всё помнить» (всё хорошее – опять-таки важно это подчеркнуть) помогает в выстраивании художественной стратегии театра. Малому театру, бывшему императорскому, а вчера и сегодня академическому театру России, конечно, повезло, что в конце 80-х художественным руководителем был избран Юрий Мефодьевич Соломин, но почти одновременно Малому театру повезло, что выбор Соломина пал на Любимова, приглашённого в театр завлитом, то есть заведующим литературной частью театра, и это сотрудничество подарило не просто замечательные, выдающиеся роли и самому Соломину, и многим другим выдающимся актёрам Малого, но определило репертуарный путь национальной сцены. А годы спустя именно советы Любимова помогли сложить репертуарную политику и сделать уверенные первые шаги Студии театрального искусства Сергея Женовача, а это – театральное счастье и молодого театра, и его публики.

Поскольку этот текст – более или менее юбилейный, а значит, поздравительный, нет ничего странного в тостоподобии его завершающей части: о верных людях говорят, что с ними в разведку пойти можно, а с годами приходит понимание, что в разведку ещё осталось с кем пойти, а вот за столом посидеть и поговорить – почти не с кем. Борис Николаевич Любимов – учитель и старший коллега – относится к тем редким и замечательным людям, которые незаменимы, наверное, и в разведке, но не менее важно его умение вспомнить всех поимённо, причём не в горе, а в радости, и этой радостью своей, неиссякаемым оптимизмом поделиться с другими, с нами и заставить поверить в лучшее – в театре, в жизни, в себе.

 

Тэги: Григорий Заславский
Обсудить в группе Telegram

Григорий Заславский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Тайное становится явным

    27.04.2022
  • Боль и грусть – в надежде

    15.06.2021
  • Есин так сказать

    16.12.2020
  • Сац снова стала жертвой репрессий

    14.10.2020
  • Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

    02.09.2020
  • Аббревиатуру ГИТИС придумал Мейерхольд

    89 голосов
  • Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

    46 голосов
  • Россия – чёрная дыра?

    39 голосов
  • Театроведы или товароведы?

    37 голосов
  • Тайное становится явным

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS