«У страны должны быть герои, и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которых сегодняшние поколения могли бы воспитываться и воспитывать своих детей. Это очень важно!» Эти слова президента – первое, что можно прочитать на сайте Российского военно-исторического общества, и именно они могли бы стать девизом кинематографа для детей и юношества.
Среди самых любимых в нашем народе были и есть фильмы о Великой Отечественной войне. Какие-то забылись, но многие остались в памяти поколений: сразу после войны – «Подвиг разведчика», тостом из фильма «За НАШУ победу!» маркируется послевоенное поколение, те же, кому меньше пятидесяти, уже не понимают, что за этой фразой стоит. Так же как нынешние двадцатилетние удивляются, почему пятидесятилетние понимающе переглядываются, когда кто-то скажет: «Мёртвые с косами стоят и… тишина» или «Верещагин, уходи с баркаса!». Прервалась связь времён, связь поколений. У старших были «Молодая гвардия», «Смелые люди», которые множество раз смотрели школьники тех лет, у их детей – «Солдаты», «Иваново детство», «А зори здесь тихие»… А что у внуков?
В 90-е военная тема, тема победы была фактически под запретом – называя патриотом, как будто ставили позорное клеймо. Сейчас это воспринимается как нонсенс, а тогда общим местом в ведущих российских СМИ и на ТВ были рассуждения о непомерности цены победы, о том, что безжалостные, тупые сталинские сатрапы забросали врага трупами наших солдат, войну вопреки бездарному руководству и козням НКВД выиграли штрафбаты, состоящие из уголовников и врагов народа, которых гнали в бой заградотряды. И про это снимали фильмы и сериалы, их награждали, приглашали на международные кинофестивали… Но разве «Сволочи», в которых советские военные использовали детей-сирот в качестве пушечного мяса, – это военно-патриотическое кино? И «сволочная» идеология в кинематографе ещё не изжита.
Школьники 90-х современных военно-патриотических, отечественных приключенческих фильмов практически не видели. Их и не делали, и место российской героики на экранах кинотеатров заняли голливудские фэнтези, фильмы киноимперии «Марвел»... Они приучали к определённым стандартам восприятия, поверхностности, клиповому примитиву и одномерности, нечёткому разделению добра и зла, порока и добродетели, к тому, что подвиги совершают не обыкновенные люди, возвысившиеся до самоотречения, а неуязвимые супергерои. И супергерои эти живут не в России, а в той стране, где такой героической истории, как у нас, не было; напротив, их военная история началась с массовых преступлений, когда уничтожались народы, населяющие захваченную пришельцами землю, и завозились рабы из Африки. На их страну практически не нападали, а они нападали множество раз, а теперь выдумывают себе подвиги, супергероев и мстителей. А вот злодеями в их боевиках очень часто представали и предстают наши соотечественники. И фильмы эти демонстрировались по российскому телевидению и на экранах наших кинотеатров (об американском «Красном воробье» мы совсем недавно писали). Да, «сволочная» идеология.
Начиная с нулевых годов были попытки повернуть российских школьников к нашему военно-патриотическому кино, плацдарм был завоёван фильмами «В августе 44-го» (2001) Михаила Пташука, «Звезда» (2002) Николая Лебедева, «Мы из будущего» (2008) Андрея Малюкова и, конечно, «Брестская крепость» (2010), но это разовые явления, а должна быть индустрия фильмов для детей и юношества, в частности военно-патриотического направления.
Сейчас один за другим выходят кинокартины при поддержке Российского военно-исторического общества, финансируемые Фондом кино, и это очень хорошо, плохо то, что ещё не открыт тот киноязык, который будет понятен современным тинейджерам, так же как «Легенда № 17» или «Движение вверх». Когда подобный качественный скачок произойдёт в военно-патриотическом кино для юношества и появятся фильмы, на которые школьники будут ходить с такой же охотой, как на каких-нибудь голливудских «Мстителей»? На «Танки», о которых мы тоже писали, массовый зритель не пошёл. Причина, думается, в том, что создатели не определились с жанром: это драма, основанная на реальных событиях, с жившими на самом деле историческими персонажами, или сказочная фантазия по мотивам реального марша танка «Т-34» из Харькова в Москву.
Ситуация с фильмом «Прощаться не будем» режиссёра Павла Дроздова видится мне более успешной. Здесь есть всё, что привлекает молодёжную аудиторию. И приключенческая составляющая, и детектив, и любовный треугольник, и яростная схватка героя с предателем, и неожиданная развязка, и реальный Калинин октября 1941 года. Настоящие герои, настоящие враги и обыкновенные люди, которым страшно быть героями, они не хотят умирать, но преодолевают свой страх и идут вместе с такими же обыкновенными людьми в бой. Потому что иначе нельзя. Роль дезертира, сбежавшего с позиций, чтобы наведать семью, – он чувствовал, что что-то там не так, и действительно погиб сынишка и слегла жена (Елена Захарова), а маленькая, но очень боевая дочка (Ксения Петрухина) не может поверить в то, что папа сбежал с позиций, – сыграл Александр Робак. Вроде небольшая роль, не имеющая почти никакого отношения к основному «приключенческому» сюжету, и играет её актёр скупо, но она пронизывает фильм человечностью.
Вообще, здесь звёздный мужской ансамбль. Роль священника, отказавшегося сотрудничать с врагами, сыграл выдающийся русский артист Юрий Кузнецов. Сыграл просто и убедительно, заставил вспомнить, что многие священнослужители, в отличие от его героя, не отказывались сотрудничать с нацистами. Впрочем, с ними сотрудничали многие обиженные советской властью люди, воевали против Красной армии, и у всех диверсантов и предателей были свои резоны. Как у уголовника Тяпова (Анатолий Гущин), как у офицера НКВД, который предал. Очень хорош здесь Сергей Горобченко, жаль, что его герой так рано погибает, и, как всегда, обаятелен Егор Бероев, а главную, самую противоречивую роль, в которой кроме драматической есть и лирическая составляющая, отлично сыграл Андрей Мерзликин.
Очень жаль, что рекламная кампания фильма на ТВ была куцей – он достоин большего успеха в прокате, чем многие голливудские фильмы для юношества.
Александр Ивановский