Перейти к содержанию
  Суббота 23 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    08 июля 2020 г.  № 28 (6744) (08.07.2020)
Культура Телеведение Рецензия

Интересный патриотизм

На канале «Культура» продолжается цикл «Забытое ремесло» режиссёра Юлии Мавриной
08 июля 2020

О профессиях наших предков, которые ввиду технического прогресса либо исчезли, либо преобразовались до неузнаваемости, кажется, совсем забыли. И зря, телекомпания «Цивилизация» о них вспомнила и рассказала так интересно, что русская повседневная жизнь, бытовая культура ХIХ века и более раннего времени предстала неожиданно обаятельной, стала ближе и понятнее.

 

Бурлак, коробейник, кружевница, шарманщик, телефонистка, шорник, половой, цирюльник, трубочист, старьёвщик, водовоз, фонарщик, городовой, сваха, извозчик – им посвящены выпуски, длящиеся не больше пятнадцати минут цикла «Забытое ремесло». Практически всех этих когда-то очень нужных и важных профессий сейчас нет, о них можно прочитать в классической литературе, их представители изображены на картинах старых мастеров, а когда-то это были виды деятельности миллионов людей России.

Например, бурлаков в России было больше полумиллиона. Им посвящена, может быть, самая великая русская песня и самая известная картина великого русского художника. С древних времён и до ХХ века, пока на паровой ход окончательно не перешёл водный транспорт, ватаги бурлаков тянули по всем судоходным рекам баржи вверх по течению. Например, по Волге от Астрахани или Саратова до Твери, Ярославля и Нижнего Новгорода бурлаки тащили расшивы, барки (так назывались тогда речные суда) с зерном, рыбой, икрой, железом и другими грузами. Большей частью весной и осенью, когда была высокая вода; шли вдоль берега, иногда по колено в воде, отсюда профессиональная болезнь – ревматизм. Из фильма я узнал то, о чём ранее не слышал, – откуда пошло выражение «дело табак»: бурлаки иногда шли в воде по грудь и самое дорогое – кисет с табаком – вешали себе на шею, и когда вода доходила до кисета, то брести уже невозможно, дело табак. Вожака, то есть бригадира, называли шишкой, он чалился первым и запевал, чтобы шагать в такт. Шли в бурлаки чаще мордва, чуваши и татары, зарабатывал бурлак за сезон 5 рублей, по тем временам неплохие деньги. Для сравнения, картину «Бурлаки на Волге» Репин продал за десять тысяч. С развитием пароходства, с середины ХIХ века, профессия стала приходить в упадок, но существовала, и только в 1929 году официально труд бурлака был запрещён.

А вот кружевницы благодаря усилиям государства, поддерживающего народные промыслы, ещё в редких артелях остались, они, а также историки-краеведы рассказывали об этом кропотливом, требующем необыкновенного внимания и терпения труде. Бывший крепостной, ставший великим художником, Василий Тропинин, автор знаменитой «Кружевницы», изобразил не крестьянку, а чуть ли не барыню, и был недалёк от истины. Труд этот был привилегированным, кружева в Европе ценились высоко – кружевниц выкрадывали, из-за них начинались «кружевные войны». Нашим модникам и модницам кружева доставались очень дорого, пока Пётр Великий не выписал из Прованса кружевниц, которые стали обучать этому изысканному ремеслу русских крестьянок. И обучили, город Балахна стал центром очень доходного кружевного производства. Юные кружевницы, начинавшие с малых лет, к замужеству зарабатывали себе отличное приданое. И вот почему, скорее всего, тропининская кружевница выглядит не как крепостная девка, а как барынька.

Ещё удивительнее оказался рассказ о предшественниках нынешних челноков и курьеров, доставляющих самые разные товары и продукты, – о древней профессии коробейника. Их также называли «ходебщики» и «офеня», и тут начинается самоё интересное. Поименование «офеня» пошло, как полагают создатели фильма, от афинян, греков, которые первыми занялись торгово-коммуникативным промыслом. Ходили с коробами, в которых была всяческая полезная в хозяйстве продукция, и не только снабжали «ситцем, парчой» и другой, как сейчас бы сказали, галантереей, но и приносили вести со всего света. Потом греков сменили отечественные коробейники, очень важные люди в повседневной жизни России – недаром о них Некрасов написал поэму «Коробейники», а народ сложил одну из самых популярных песен. Ох, непросты были эти ходебщики и офени, они со времён греков имели свой тайный язык, феню, этот язык и лёг в основу «блатной фени». А слова «лох», «бухать», «клёво», «коцать», «мастырить», «окульпашить» и многие прочие происходят из профессиональной лексики коробейников.

С появлением железных дорог и улучшением снабжения нужда в коробейниках отпала, бывшие офени стали купцами и влились в круг тех, кто, например, поднимал экономику Сибири в ХIХ веке, – многие сибирские купцы были из коробейников. Но вот что поразительно, профессия эта не умерла, пассажиры в подмосковных электричках часто встречают коробейников, которые продают всякие необходимые для дачников мелочи. В фильме об этом ничего не сказано, потому, наверное, что нынешние «ходебщики» и «офени» нарушают закон, торгуя без кассовых аппаратов и в неположенных местах.

Вот только три профессии старой России из цикла, на канале «Культура» показано пятнадцать фильмов, а всего их сделано двадцать, и объединяет их очарование быта пращуров. И есть в этом доброе отношение к прошлому, а не казённый патриотизм.

Зачем мне знать, что городовой никак не мог быть меньше ростом, чем 178 сантиметров, но всё же эта цифра говорит о том, что предки наши были не дураки, если постановили, что полицейский, который отвечает за порядок на определённой территории, должен был быть высоким и статным, чтобы вид иметь представительный. И хотя в художественной литературе над городовыми много смеялись, а в революцию их убивали, всё-таки отдадим им должное, они делали много полезного, подчас вооружены были только свистком, но порядок «на районе» блюли. Цикл привлекает любовью к ушедшим эпохам, к «родному пепелищу» и, конечно, огромным фактографическим материалом, который в лёгкой иронической подаче легко усваивается, как говорят в школе. Кстати, первые, кому стоит рекомендовать «Забытое ремесло», так это школьники.

 

Отзыв Поля Куликова Просвещение
233

Поля Куликова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Горечь запретного плода

15.10.2022

Вороны

05.10.2022

Когда не нужны дипломы

20.07.2022

Родные песни

22.06.2022

Сновидческое Древо Жизни

20.06.2022

Французик из…

77 голосов

Иностранец в России,

74 голосов

Берёза, Люся, стыд

73 голосов

Кого предаёт кино?

64 голосов

Аферисты

53 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты