Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июля 2020 г.
  4. № 28 (6744) (08.07.2020)
Невский проспект Стихи

Я расту корнями вверх

Увидела свет очередная книга стихов петербургского поэта Романа Круглова

08 июля 2020

«Форма жизни» – такое название носит этот новый сборник. В него вошли избранные стихотворения 2008–2019 годов из четырёх предыдущих изданий Круглова и стихи ранее не опубликованные.

 

Заимствованное из латыни слово «форма» («forma» – «наружность») ни в коем случае не говорит о том, что стихи формальны или поверхностны. Главное слово здесь – «жизнь» с её сложностью, драматизмом, философией, радостями, страданиями, чувствами, страстями, отдельные моменты бытия, поиски его духовных основ, отражённые сознанием автора, заключённые в стихотворную форму, превращённые в поэзию. Ведь призвание поэта, согласно словам Александра Блока: «Строй находить в нестройном вихре чувства, / Чтобы по бледным заревам искусства / Узнали жизни гибельный пожар!» (Слово «гибельный» к рассматриваемой книге не относится.)

Людям, выросшим при советской власти, которая декларировала равенство и справедливость, обещали светлое будущее. Круглов принадлежит к поколению тридцатилетних, чьё детство и отрочество прошло на руинах социалистической империи, в нищей и униженной стране. Им ничего не обещали, кроме возможности, если удача улыбнётся, заработать побольше «бабла». Как известно, поэт – существо духовное, перспектива обогащения, деньги не могут его полностью удовлетворить. Не видя целей и жизненных ориентиров, многие молодые поэты сочиняют нынче унылые вирши, полные могильного мрака и безысходности. Роман в некоторых своих стихах тоже не избежал подобных настроений, но ему всё же удалось их в основном преодолеть.

 

13-Обложка Roman-Kruglov.-Forma-zhizni-1 copy.jpgЛаконичность и образная ёмкость

Стихи Круглова отличает автобиографичность, открытость, почти полное слияние автора и лирического героя, а также лаконичность, отточенность формы, образная ёмкость. Одно из первых в книге стихотворение «Конь» – развёрнутая метафора со множеством смыслов. В нём автор представляет читателям героя, который едет «На дарёном коне, / Обскакав дураков». Хоть он и обогнал многих, но не удовлетворён достигнутым и впереди ещё далёкий путь. А конь у него особый, воображаемый, и говорит человеческим голосом: «Я – забитая в голову в детстве фигня… / Только ты ведь никто без меня».

Что же это за ценная «фигня», в голове героя или всё же автора? На этот вопрос отвечает следующее стихотворение: «Крестоносцы были в детстве. / В юности – Толстой. / Целый мир тебе в наследство. / Властвуй. Бог с тобой». То есть это вся сумма знаний, которую вкладывают в голову ребёнка родители, преподаватели, прочитанные книги, чтобы он превратился в человека – и не абстрактного индивидуума, а гражданина своей страны, наследника её сложной истории.

Далее следуют в основном стихи о превратностях любви, семейной жизни, взаимоотношениях с любимой женщиной. В них можно обнаружить оттенки чувств и переживаний в диапазоне от мрака отчаяния до озарения счастья. Начиналось всё красиво: «Как будто бы фонарь горел, / Не помню точно. / Мы танцевали во дворе / Той зимней ночью. / И тени в свете фонаря / Густы, как вакса. / И ты, и холод января, / И дактиль вальса…»

Мучительным переживаниям героя, его страданиям от душевного одиночества посвящено много стихотворений. Тем не менее «древо жизни вечно зеленеет». Любовь не остаётся бесплодной, и «скоро будет ребёнок». Следует помириться, но слова примирения звучат нерадостно: «Вот мы уже не на меже – / На финишной кривой дорожке: / Межа-то пройдена уже, / Не будет никого дороже».

Но среди сложных, драматичных и запутанных переживаний, как форточка в иное измерение, появляется удивительно простое и светлое:

 

На полустанке я смотрел на звёзды,

Смеялся, пил взахлёб холодный воздух,

По телефону получив посланье

О том, что ты соскучилась по мне.

Снег штриховал железную дорогу,

Состав стоял в дыре, забытой Богом,

Ну а меня Бог вспомнил – было счастье,

Сверкнуло в выси, в Вышнем Волочке.

 

Неразрешимая загадка

Тема смерти – одна из вечных, её касаются, наверное, все поэты. Смерть в книге предстаёт неразрешимой загадкой, безответным вопросом бытия: «Жив-здоров, но разве в этом дело? / Кроется в материи живой / Издевательство над смыслом тела – / Непристойность куклы восковой. <…> Часа ждёт не бледный ангел смерти, / А в гробу напудренный паяц. <…> Неужели эти все улики, / Эта подлая игла в яйце – / Чтобы видеть замысел великий / В женщине, в ребёнке, в мертвеце?»

Есть в книге строчки о призвании поэта, стихотворном мастерстве, вечной неудовлетворённости художника, его попытках выразить невыразимое, уловить неуловимое, сказать несказанное. Об ускользающей реальности: «Поймать живое волшебство, / В стихах запечатлеть его – / Оно смеётся, / Уже почти даётся – да! / И остаётся, как звезда / На дне колодца».

Но поэт снова и снова пытается «заглянуть под фату мгновенья», порой достигая почти японской лаконичности, выявляя изобразительную ценность каждого слова:

 

Ветка с белыми цветами
                всё лежит в моём кармане,

Потому не оставляет
                запах ночи и грозы.

В этих лоскутках увядших –
                яблоневом талисмане –

Заключаются азы.

Остальное – что сложнее –

это только дым и копоть,

Мысли и переживанья – злы и мелочно грубы.

В свой черёд проступят сами,

на бумагу будут капать

Из прокушенной судьбы.

 

Банальность искусства

На недавней встрече с читателями Роман Круглов сказал: «Искусство должно быть банальным». Казалось бы, эти слова должны вызывать протест.

Как так? Мы хотим, чтобы нас удивляли! Но, если говорить предельно упрощённо, в искусстве, как и в человеческой природе, нет прогресса (вспомним навскидку хоть непревзойдённые шедевры эллинистического искусства). И что может быть банальнее человеческой жизни: родился, пожил, сколько сумел, потом умер. Но как человека делает уникальным и удивительным его индивидуальность, так и произведение искусства делает неповторимым только талант и мастерство художника. Вот пример простого стихотворения из книги:

 

Просёлок, обнесённый тополями.

Привычно сквернословит вороньё.

Навстречу речка жалкая виляет.

Улиткой проползает самолёт

Над жухлыми весенними полями…

Что горе отсыревшее твоё?

Всё это о защите умоляет

И мужество внезапное даёт.

 

Картинка – банальнее не придумаешь. А представишь эти недолюбленные просторы Родины, и слёзы наворачиваются. Забываешь свои мелкие несчастья, начинаешь мыслить шире.

Ещё один пример, как поэтический взгляд на простейшую картинку вызывает философские размышления, уводящие героя в иные пределы, в горние области:

 

Свет в окнах, пьяный у ворот,

Скамейка, тополей обрубки,

Мир уязвимый, очень хрупкий,

Легко меня переживёт.

Ведь я расту корнями вверх

В нелепом поиске опоры,

Нетленной, подлинной, которой

Нельзя достигнуть, – верь не верь.

 

Бог есть любовь

Сейчас, когда понятия добра и зла намеренно определёнными силами размываются, только христианская традиция помогает отделить одно от другого, найти те самые жизненные ориентиры и опоры. «Бог есть Любовь», – написано в Библии. А вот как это звучит в книге:

 

Вот реальность. Смешные учёные!

Как всерьёз можно верить в неё?

Это просто любовь, облачённая

В очень ветхое бытиё.

 

Приведу ещё одно стихотворение:

 

Значит, будет и что-то потом,

Если я, ограниченный телом,

Уместиться в тебе целиком

Не могу, как бы мне ни хотелось.

Значит, кем-то за всё я прощён,

Если Губ Твоих был причащён –

Это так незаслуженно много

Для меня,

И достаточно для

Доказательства Бога.

 

Это можно понять, как обращение к любимой женщине, как сакрализацию любви. Но написание «Губ Твоих» с прописных букв отсылает читателя в запредельные области, заставляет вспомнить символистов с их Вечной Женственностью, Прекрасной Дамой и стремлением изобразить «незримое очами». Можно даже предположить, что герой целуется с самой Жизнью.

Лирический герой, его душа, проходит на страницах книги ряд инициаций обстоятельствами жизни, ищет место и предназначение в жёсткой, а порой жестокой реальности, чтобы в результате обрести новое качество, некое душевное равновесие.

В стихах Круглова читателя порадует изящество формы, искренность, психологизм, интересные мысли и чувства, необычные образы, выстраданный оптимизм; в них даже можно найти утешение для тех, кто в печали.

Светлана Хромичева

 

Тэги: Поэзия Книга Роман Круглов Светлана Хромичева Форма жизни
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS