Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июля 2024 г.
  4. № 28 (6942) (17.07.2024)
Колумнисты

«Корова» или «карова»?

17 июля 2024

Повстречала на днях соседского парнишку, который окончил школу. Спросила про ЕГЭ. Оказалось, русский язык сдал плоховато, наделал ошибок. «И кому нужны сейчас все эти дурацкие правила? Тем более что скоро их отменят». – «Как отменят? – изумилась я. – И как писать будут?» – «Как слышится, так и будут писать! – разъяснил юный сосед. – Нам сказали, что один профессор объявил: писать надо – как слышится. А он из института русского языка!» Я не очень поверила про профессора: писать «по звонáм», как выражались в XVIII веке, – мечта всякого двоечника с начала времён.

Но оказалось – правда! Это говорил Михаил Осадчий, доктор филологических наук, проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, того, который недавно отличился коррупционным скандалом с выдачей мигрантам свидетельств о знании русского языка. В интервью одной газете ещё несколько лет назад Осадчий сказал: «Я лично считаю, что нам нужно двигаться к фонетическому принципу правописания, избегая случаев, когда написание и произношение сильно отличаются». Так что же, скоро «карова» будем писать? И какое именно произношение будет отражать грядущая орфография? В СМИ всё чаще заметна бытовая, неопрятная скороговорка, в которой неударные гласные редуцированы порой до неразличимости, а уж о разных стилях произношения никто, похоже, слыхом не слыхивал.

Не уверена, что новая орфографическая реформа быстро состоится: есть дела поважнее. Но даже разговоры об упрощении правописания, о приближении к разговорной речи – разрушительны.

В каком-то смысле письменность – вещь условная. «Письмо не вешчь, а тень токмо вешчи», – замечал Тредиаковский ещё в XVIII веке. Известны случаи перехода не только на иную орфографию, но и иную графическую систему. Кстати, русский в эпоху мечты о мировой революции едва не перевели на латиницу.

Меж тем два самых распространённых в мире языка – английский и французский – сохраняют историческую орфографию. Возможно, её труднее осваивать детям, но зато на всю жизнь. Писать человек учится лет до 14–15, затем обычно больше читает. К тому же историческая орфография различает омонимы. Например, во французском слова «мать», «море« и «мэр« звучат одинаково, но пишутся по-разному. В дореволюционной русской орфографии мир как Вселенная и мир как покой тоже писали по-разному, и таких случаев немало. Но дело даже не в удобстве: историческая орфография связана с истоками культуры, а это надо беречь.

Кстати, подготовленные до революции предложения по орфографической реформе не были приняты ни царём, ни учёными, ни обществом. Орфографическую реформу в смысле исключения знака «ять» на практике провели революционные матросы: прошлись по питерским типографиям и изъяли ненужные пролетариату литеры.

Сейчас мы проходим путь более точной и объективной оценки прошлого, осмысляя сущность русского народа, его места в мире, а также нашей культуры и языка. Может, ещё и поэтому растёт общественный интерес к дореволюционной орфографии, в Сети появились целые ресурсы, написанные с ятями и твёрдыми знаками. Но вряд ли нужны крайности, это тоже урок истории. А потому, на мой взгляд, разговоры об упрощении орфографии вряд ли плодотворны, а в школе – противокультурны. И дорога Осадчего к «фонетическому принципу правописания» может завести в тупик: со всякими нововведениями в язык надо быть осмотрительней.


Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто сменит миротворца?

    30.04.2025
  • Дай миллион!

    23.04.2025
  • Опиум и тарифы

    16.04.2025
  • Где взять механизаторов?

    10.04.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Чья Победа?

    188 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    148 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS