Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июля 2016 г.
  4. № 29 (6560) (20.07.2016)
Библиосфера

Шестикнижие

20 июля 2016

Поэзия

8-3-29.jpg

Виктор Петров. Грань: Стихотворения. – М.: Вест-Консалтинг, 2015. – 128 с.Ростовский поэт Виктор Петров, главный редактор журнала «Дон» остаётся верен своей авторской манере и в новой книге «Грань». Лирический герой Петрова обаятельно брутальный, резкий, бескомпромиссный, находящийся в поиске не вселенских смыслов, а ежедневных, но оттого ещё более значимых для живущего. Здесь есть и русская отчаянность, и вера в чудо, и смирение перед тем, что изменить нельзя. Есть и патриотизм, не показной, а самый что ни на есть настоящий. На выходе – лирика чистой воды, не лишённая улыбки

Ты просишь Бога о моей кончине.

Ему к тебе прислушаться дай бог!

Хотя потом – кричи мне, не кричи мне –

Уже не возвратишь на свой порог…

Я жил тобой, но жить мне больше нечем,

И стянута узлом верёвка жил.

Дай руки положу тебе на плечи,

Пока их на себя не наложил.

Проза

8-4-29.jpg

Вячеслав Малежик. Герой того ещё времени. – М.: ИД «Аргументы недели», 2015. – 336 с. – 1000 экз.

Конечно, Вячеслав Малежик представляется нам в первую очередь певцом и композитором, однако книга «Герой того ещё времени» добавляет новую краску к его образу. Вот как сам автор оценивает свои ощущения от вхождения в литературу: «Проблуждав долгое время по бескрайним просторам российской музыки и изрядно там наследив, я неожиданно оказался в незнакомой стране под названием «Литература». <...> Но никто не встречал меня хлебом-солью, и лишь маститые авторы с любопытством разглядывали волосатого мужика с гитарой за спиной». Уже из этого вступления становится ясно, что Малежик не лишён самоиронии и пишет внятным живым слогом. И начиная читать книгу, только лишний раз убеждаешься в этом.

«Герой того ещё времени» состоит в основном из миниатюр, написанных, что называется, с натуры. Здесь есть рассказы и о школьных годах, и о творческих гастролях. И воспоминания о дорогих автору людях. Одни из лучших – о чудачествах бабы Дени, образ которой в полной мере удался Вяче­славу Малежику, быть может, потому, что чувствуется искренняя любовь автора к этому человеку.

Биография

02--08--29.jpg

Александр Мясников. Александр III, предисловие епископа Тихона (Шевкунова). – М.: Молодая гвардия, 2016. – 566 с. – 5000 экз.

Самодержец Александр известен не только парой крылатых выражений ( «У России есть два союзника – армия и флот», «Пока русский царь ловит рыбу, Европа может подождать») и одной растиражированной историей – как пьянчуга в кабаке плюнул на портрет императора, а тот после доклада велел передать, что тоже плюёт на пьянчугу, приказал выпустить его и убрать свои портреты из кабаков. Ещё всем известно, что меткий на прозвища народ назвал своего государя Миротворцем, что, получив в своё правление ослаб­ленное войнами и неверной экономической политикой государство, он за время царствования добился почти невозможного – мира за счёт усиления военной мощи и поднятия экономики путём кардинальных мер.

Но в книге приводятся и малоизвестные факты. Например, то, что царь не был охотником (хотя слухи, сопровождающие его фигуру, утверждают обратное), но вернул Беловежскую пущу в личное распоряжение монархов. Книгу, посвящённую жизни и службе одного из самых уважаемых в России самодержцев, открывает предисловие епископа Егорьевского Тихона (Г.А. Шевкунова).

«ЛГ» непременно вернётся к этой книге

на своих страницах.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

8--001-29.jpg

Сири Колу. Мы – Разбойниковы. / Худ. Юсел Туули. Пер. Тиновицкая Евгения. – М.: Самокат, 2016. – 192 с. – 5000 экз.

Это одна из самых любимых историй у финских детей о том, как их сверстники проводят летние каникулы. «Мы – Разбойниковы» уже переведена на 17 языков и теперь впервые вышла на русском.

Весёлая и живая история о девочке Вильи, которой каникулы преподнесли множество сюрпризов. Провести их у бабушки, как планировала юная героиня, не получилось – прямо по дороге её похитили разбойники. 
Правда, очень странные. Потому что деньги и прочие традиционные ценности их мало интересовали. Им бы побольше сладостей, еды, одежды, игр и всяких полезных мелочей – вот это, по их мнению, правильная добыча. А Вильи-то в таком случае зачем? «Пригодится. Слово атамана». И, похоже, Вильи необычные каникулы пришлись по душе: погони, приключения, свежий воздух, море и свобода – отличный рецепт незабываемого лета.
Надо отметить своеобразные, но подходящие по стилистике рисунки художника и работу переводчика – ей, похоже, удалось передать не только смысл, но и юмор, что гораздо сложнее.

Зарубежная литература

9-4-29.jpg

Элис Манро. Плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт, своей назовёт. Пер. с английского В. Бошняка. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015, 416 с. – 7000 экз.

Нобелевского лауреата Элис Манро принято сравнивать с Чеховым. Это уже такая традиция – сравнить того или иного зарубежного автора с русским классиком, для того чтобы подчеркнуть значимость писателя не только в сегодняшнем литературном процессе, но и для будущих поколений.

Причем сравнения эти, щедро представленные в самом начале книги, показывают, скажем так, различия критических школ: если западные авторы в своих оценках весьма коротки и лаконичны, то наши журналисты подошли к делу более дотошно и объяснили, чем же Элис Манро напоминает русского классика.

Объяснения немного странные: кто-то пишет про крючок, на который с первых же строк подсаживается читатель, кто-то – про хитросплетения человеческих душ, кто-то – про банальность катастрофы, а кто-то – что это женская проза в чистом виде.

На самом же деле проза Элис Манро вовсе не женская. Здесь не встретить истеричности, зато есть глубокий психологизм, внимание к деталям и подробностям, умение держать сюжет.

Историческая литература

03--08--29.jpg

Валентина Колесникова. Великие княгини дома Романовых. Психологические этюды. – М.: ИПО У Никитских ворот, 2016. – 338 с.

Можно было бы сказать, что книга в первую очередь посвящается любителям подробностей жизни великосветских особ, но это было бы несправедливо по отношению к серьёзным читателям, интересующимся не только этим.

«Аристократы – бездельники» – стереотип, созданный и навязанный в определённый период нашей истории и давно уже нуждающийся в переоценке. Конечно, ни мужчины высшего света, ни их женщины не добывали руду и не выпекали булки. Но, например, без их участия (конкретней – без участия великой княгини Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича) картина «Явление Христа народу» художника А.А. Иванова так бы и осталась в Италии, где писалась в течение 20 лет.

Это только один эпизод, но знаковый. Конечно, были и балы, и сверкающие драгоценности, и наряды, и светский лоск, и меценатство, и поддержка приютов и богаделен, и открытие консерваторий в Москве и Петербурге…

Обо всём этом увлекательно рассказано в представленной книге.

Тэги: Критика Рецензии Книжные новинки
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Слёзы радости и гордости

    21.02.2024
  • Рецензия как письмо в бутылке

    06.02.2024
  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
  • Алиса из Зазеркалья

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS