Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 июля 2018 г.
  4. № 29 (6652) (18.07.2018)
Литература Настоящее Прошлое

Сатира технократа

Юрий Лужков. Россия на перепутье... Дэн Сяопин и старые девы «монетаризма». Второе издание. М.: Издательство Вече, 2018. – 640 c. – 1200 экз.

18 июля 2018

В сборнике шесть новых злободневных памфлетов. «…Ума холодных наблюдений и сердце горестных замет». Возможно, только теперь для Юрия Лужкова пришло время высказаться начистоту. Технократ, прагматик и трибун всегда находился в пекле политических страстей, сшибок, переворотов бурных времён. Памфлеты Ю. Лужкова по-своему раскрывают сумеречную феноменологию 90-х.

Архетип Ельцина, – считает Ю. Лужков, – Угрюм-Бурчеев из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина: «Виртуозная прямолинейность, словно осиновый кол, засела в его скорбной голове». Впрочем, у уроженца уральской деревни Бутка были черты и других щедринских персонажей-градоначальников, кроме, пожалуй, – подмечает Юрий Лужков, – Грустилова, падкого на «либерализм». К этому направлению мысли и политической философии, – ручается автор, – Ельцин в глубине души не очень-то благоволил, но пользовал на славу. В политических интригах Борис Николаевич не был простецом: отдав экономику на откуп «младореформаторам», он ловко снял с себя бремя ответственности.

«…Однажды ненароком довелось убедиться, что Борис
Николаевич иной раз и тяготился «младореформаторскими» проделками. В разговоре один на один автор этих строк напрямик высказал президенту возмущение, что Госком­имущество за медный грош отдало индустриальный колосс Завод имени Лихачёва в собственность подвернувшемуся под руку мальцу – «Мик­родину». Ельцин не на шутку вспылил, словно очнулся от морока».

Крутой разговор с президентом имел продолжение. Чубайс получил от Ельцина крепкую нахлобучку. Лужкову удалось выбить за подписью президента своего рода охранную грамоту, прямо воспрещавшую Госком­имуществу распродажу промышленных активов и городского хозяйства столицы...

Англичанин Морис Бэринг, глядя со стороны, утверждал, что Россия – страна, управляемая случаем. Про один такой невероятный случай рассказывает Лужков:

«Как-то раз звонок по вертушке. Звонит Борис Николаевич. В  голосе чувствуется сдержанный гнев:

– Юрий Михайлович! Не надо торопиться со строительством храма Христа Спасителя.

«Непредсказуемость» Ельцина – притча во языцех. Но на этот раз было от чего опешить. Никак не мог взять в толк, откуда ветер дует.

Возразил президенту, что уважить его требование не в силах. Ведь вся Москва воодушевлена, что на глазах восстаёт знаменитый храм Христа Спасителя. И что я скажу строителям, архитекторам, церковному клиру?»

Доводы и возражения московского мэра действия не возымели. «Но и мне, – вспоминает Лужков, – негоже было уступить. А Ельцин стоял на своём…»

«Этот нелицеприятный разговор так и остался между нами», – заключает Лужков. А на месте бассейна возле Остоженки вскоре засияли золотом купола.

В окружении президента ходили толки, что московский градоначальник слишком возгордился. Затея с храмом чересчур амбициозная, нашёптывали Ельцину. И его ревность вновь дала о себе знать. Лужков вспоминает:

«Телефонный разговор Ельцин начал с раздражением, без обиняков:

– Это правда, Юрий Михайлович, что вас хотят причислить к лику святых?!.

– Помилуйте, Борис Николаевич, я ещё пожить хочу!»

Не стоило большого труда развеять диковинные опасения Бориса Николаевича. Лужков подивился: кто же ему наплёл эту чепуху? И снял таким образом камень с души президента. Вся несуразность этой «притчи» добавляет штрихов к своеобразному портрету Бориса Николаевича...

В памфлете «Потерянные десятилетия…» автор сравнивает «культурную революцию» в Китае 70-х и реформы 90-х в России. Отмечает, что Мао и Ельцин не колеблясь поставили на карту судьбу страны, лишь бы удержаться на вершине власти. Мао запалил бомбу «культурной революции», которая едва не сгубила Поднебесную. Мао сделал ставку на леваков – хунвейбинов, Ельцин доверился секте «младореформаторов»-западников.

Лужков убежден: туземный «монетаризм» не преследовал никаких созидательных целей. Попросту погром и растащиловка «тоталитарного» хозяйственного организма великой страны. Безоглядный снос цивилизованных управленческих структур, унаследованных от СССР. Стало быть, Россия тоже пережила свою «культурную революцию».

В книге приводятся суждения испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета: «Правительство живёт без жизненной программы, без плана. Оно не знает, куда идёт, ибо, строго говоря, без намеченной цели и предначертанного пути оно вообще никуда не идёт». Лужков предостерегает: «Ныне у нас в России, увы, именно такое правительство. У него нет стратегии. Министры финансов и экономики на людях увлеченно спорят, а куда податься. Кто во что горазд».

Выход? Русское неокейнсианство, каким его мыслит Юрий Лужков в своих памфлетах, – сочетание профессиональной аналитики технократа и острой сатиры публициста.

Валерий Петров

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Валерий Петров

Родился в 1920 году в Софии. Поэт, прозаик, кин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мелькают легковесные огни

    25.05.2025
  • Что тебе, Россия, снится?

    25.05.2025
  • Суровый и цельный мир

    24.05.2025
  • Кушнер – свет солнечный, Бродский – свет лунный

    24.05.2025
  • Ты поскачешь

    24.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS