Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 января 2017 г.
  4. № 3 (6583) (25.01.2017)
Образование

„Ученик“ – „Хороший мальчик“

Выпуск 5 (24)

25 января 2017
Кадр из кинофильма «Доживём до понедельника»

Школа киношная и реальная


Кино о школе снимают давно и много – от «Первоклассницы» до «Ученика», включая картины «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи», «Розыгрыш», «Школа», «Географ глобус пропил», «Работа над ошибками», «Хороший мальчик», наконец. И все мы знаем эти фильмы.

Почему существует интерес к этой теме и у зрителей, и у киношников? Думаю, у первых – потому что каждый человек связан со школой. Через личный опыт, детей, внуков. У вторых – потому что это самый точный срез общества (всё, что происходит в обществе – политические, экономические, национальные сдвиги, – происходит в школе).

Но адекватно ли кино отражает школу (а стало быть, общество в целом)? Попробую ответить на этот вопрос как человек, с одной стороны, работающий в ней, а с другой – страстно любящий кино.

Начну с того, что в кино есть устойчивые стереотипы. Например, в классе всегда будут лидер, красавица, романтик, шут. Но ведь так оно есть и на самом деле. В кино­шной школе всегда есть учительница – «синий чулок»: незамужняя или бездетная (или то и другое вместе), с пучком на затылке и в строгом костюме (от «Доживём до понедельника» до нынешней «Училки»). И это, в общем, правильно: всегда были и есть такие «училки»!

В киношной школе всегда есть красотка. Свободомыслящая, ни на кого не похожая, стильная. Как правило, это учительница иностранного языка (ведь иностранный язык – этот как бы вход в другой мир) – есть такая и в «Доживём до понедельника» (это фильм эталонный – в нём есть всё!), и в «Географе…», и в «Хорошем мальчике».

Практически в любом фильме дети бросают взрослым упрёк в том, что они «развалили страну» (так ведь они не только страну ставят нам в укор, но и весь мир, в который пришли, – жестокий, неустроенный, взрывоопасный). Как правило, есть и чудик-родитель (как герой Табакова в «Розыгрыше» или Хабенского в «Хорошем мальчике»). И это тоже верно: каких только «чудиков» нет среди нынешних родителей – и «йоги», и поэты-самоучки...

В кино, конечно, всё обострено, гиперболизировано – от сожжённых сочинений до надеваемых на морковку презервативов, – но на то оно и искусство, чтобы в рутине жизни улавливать симптомы и доводить их до предела (а то и абсурда). Взять хотя бы такой сюжет: интимные отношения между учителем и учеником. В современном кино это есть на каждом шагу, тогда как в жизни случается довольно редко. Но ведь случается! Доказательство тому – недавняя история в одной московской школе (не буду лишний раз бросать в неё камень, называя номер). И насилие, и травля, и убийства-самоубийства – всё это, столь шокирующее нас в кино, в той или иной степени есть в школе. (Несколько лет назад общество содрогнулось от известия об убийстве учеником учителя географии – а ведь это был сюжет из новостной программы, а не из фильма «Географ…»!)

Так что кино, в известном смысле, – зеркало школы, а стало быть, и общества в целом. В самом последнем фильме – «Ученик» – на мой взгляд, говорится не столько о школьной проблеме – появлении жестокого и харизматичного лидера-ребёнка, который, не гнушаясь никакими средствами, подчиняет себе всех: мать, одноклассника, класс, школу, – сколько о проблеме всего нашего общества, когда перед молодой, мракобесной и агрессивной силой пасуют культура и традиция.

«Духовной педократией» на заре прошлого века назвал это явление Сергей Булгаков. Философ считал, что «господство детей» (а именно так переводится слово «педократия») – это «величайшее зло», такое соотношение сил, «при котором оценки и мнения «учащейся молодёжи» оказываются руководящими для старших, перевёртывают вверх ногами устоявшийся порядок вещей…»

Статья С. Булгакова написана незадолго до революции 1917 года. Фильм К. Серебренникова снят только что, в 2016-м. Бывают страшные сближенья. Вопрос в том, насколько хорошими учениками мы, зрители, окажемся: извлечём ли уроки из всего, что было и есть. Потому что если не увидим и не услышим, если не прибьём свои туфли к полу, как это делает учительница в «Ученике», в знак того, что мы стоим насмерть и no pasaran, то всё будет опять.

Так что с кино о школе у нас всё в порядке: даже шокировавший всех сериал Германики был пусть жёстким, гротескным, но её и всех нас отражением.

И пусть оно, кино, будет и дальше. Хорошее и разное. Кроме бездарного – такого, как недавний сериал «Любимая учительница».

Инна Кабыш

Тэги: Школа Психология
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Весёлые баранчики с острова дураков

    24.10.2024
  • На карачках по Тверской

    24.10.2024
  • Провокация как лекарство

    24.05.2024
  • Как стать самодостаточным и взрослым

    29.09.2023
  • Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

    23.03.2022
  • Теневая фигура

    137 голосов
  • Химера свободы

    119 голосов
  • Душевный стриптиз свободной личности

    93 голосов
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS