Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    25 января 2017 г.  № 3 (6583) (25.01.2017)
Образование

„Ученик“ – „Хороший мальчик“

Выпуск 5 (24)
Кабыш Инна Кабыш Инна — 25 января 2017
Кадр из кинофильма «Доживём до понедельника»

Школа киношная и реальная


Кино о школе снимают давно и много – от «Первоклассницы» до «Ученика», включая картины «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи», «Розыгрыш», «Школа», «Географ глобус пропил», «Работа над ошибками», «Хороший мальчик», наконец. И все мы знаем эти фильмы.

Почему существует интерес к этой теме и у зрителей, и у киношников? Думаю, у первых – потому что каждый человек связан со школой. Через личный опыт, детей, внуков. У вторых – потому что это самый точный срез общества (всё, что происходит в обществе – политические, экономические, национальные сдвиги, – происходит в школе).

Но адекватно ли кино отражает школу (а стало быть, общество в целом)? Попробую ответить на этот вопрос как человек, с одной стороны, работающий в ней, а с другой – страстно любящий кино.

Начну с того, что в кино есть устойчивые стереотипы. Например, в классе всегда будут лидер, красавица, романтик, шут. Но ведь так оно есть и на самом деле. В кино­шной школе всегда есть учительница – «синий чулок»: незамужняя или бездетная (или то и другое вместе), с пучком на затылке и в строгом костюме (от «Доживём до понедельника» до нынешней «Училки»). И это, в общем, правильно: всегда были и есть такие «училки»!

В киношной школе всегда есть красотка. Свободомыслящая, ни на кого не похожая, стильная. Как правило, это учительница иностранного языка (ведь иностранный язык – этот как бы вход в другой мир) – есть такая и в «Доживём до понедельника» (это фильм эталонный – в нём есть всё!), и в «Географе…», и в «Хорошем мальчике».

Практически в любом фильме дети бросают взрослым упрёк в том, что они «развалили страну» (так ведь они не только страну ставят нам в укор, но и весь мир, в который пришли, – жестокий, неустроенный, взрывоопасный). Как правило, есть и чудик-родитель (как герой Табакова в «Розыгрыше» или Хабенского в «Хорошем мальчике»). И это тоже верно: каких только «чудиков» нет среди нынешних родителей – и «йоги», и поэты-самоучки...

В кино, конечно, всё обострено, гиперболизировано – от сожжённых сочинений до надеваемых на морковку презервативов, – но на то оно и искусство, чтобы в рутине жизни улавливать симптомы и доводить их до предела (а то и абсурда). Взять хотя бы такой сюжет: интимные отношения между учителем и учеником. В современном кино это есть на каждом шагу, тогда как в жизни случается довольно редко. Но ведь случается! Доказательство тому – недавняя история в одной московской школе (не буду лишний раз бросать в неё камень, называя номер). И насилие, и травля, и убийства-самоубийства – всё это, столь шокирующее нас в кино, в той или иной степени есть в школе. (Несколько лет назад общество содрогнулось от известия об убийстве учеником учителя географии – а ведь это был сюжет из новостной программы, а не из фильма «Географ…»!)

Так что кино, в известном смысле, – зеркало школы, а стало быть, и общества в целом. В самом последнем фильме – «Ученик» – на мой взгляд, говорится не столько о школьной проблеме – появлении жестокого и харизматичного лидера-ребёнка, который, не гнушаясь никакими средствами, подчиняет себе всех: мать, одноклассника, класс, школу, – сколько о проблеме всего нашего общества, когда перед молодой, мракобесной и агрессивной силой пасуют культура и традиция.

«Духовной педократией» на заре прошлого века назвал это явление Сергей Булгаков. Философ считал, что «господство детей» (а именно так переводится слово «педократия») – это «величайшее зло», такое соотношение сил, «при котором оценки и мнения «учащейся молодёжи» оказываются руководящими для старших, перевёртывают вверх ногами устоявшийся порядок вещей…»

Статья С. Булгакова написана незадолго до революции 1917 года. Фильм К. Серебренникова снят только что, в 2016-м. Бывают страшные сближенья. Вопрос в том, насколько хорошими учениками мы, зрители, окажемся: извлечём ли уроки из всего, что было и есть. Потому что если не увидим и не услышим, если не прибьём свои туфли к полу, как это делает учительница в «Ученике», в знак того, что мы стоим насмерть и no pasaran, то всё будет опять.

Так что с кино о школе у нас всё в порядке: даже шокировавший всех сериал Германики был пусть жёстким, гротескным, но её и всех нас отражением.

И пусть оно, кино, будет и дальше. Хорошее и разное. Кроме бездарного – такого, как недавний сериал «Любимая учительница».

Инна Кабыш

Школа Психология
150

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Как стать самодостаточным и взрослым

29.09.2023

Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

23.03.2022

Как встретить китайский Новый год Тигра

28.01.2022

Деда Мороза не бывает

24.12.2021

Рецепт от психолога

21.12.2021

Теневая фигура

137 голосов

Химера свободы

119 голосов

Душевный стриптиз свободной личности

93 голосов

Педагогика non-fiction

91 голосов

Наш „Титаник“ прёт на айсберг

75 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты