«Звезда» остаётся одним из немногих каналов, в котором «дёготь» не входит в состав рецептуры формирования гражданского сознания. Однако набор средств для развития патриотических чувств у канала невелик.
Чувство долга, профессионализм, высокая гражданская ответственность, четкая нравственная позиция – таким должен быть российский гражданин, без этих качеств невозможно говорить о воинском призвании и долге. Понятно, что средствами «Сволочей», «Штрафбата», «Ленинграда-46» или «Дело было в Ростове» их не воспитаешь. Не будь у нас за спиной великого советского кинематографа, великого не вычурными эстетическими вывертами, а своей идейностью, как бы мы поддерживали патриотическое сознание, к чему могли бы апеллировать? Конечно, «Сумка инкассатора», «Ожидание полковника Шалыгина», «Приступить к ликвидации» и другие советские фильмы, рассказывающие о милиции и армии, которые показывает «Звезда», – далеко не шедевры. Вялый по нынешним меркам сюжет, далёкие от современности реалии. Но нашедший в них отражение образ людей, живущих высокими принципами, представлением о долге, запечатлённый в них идеал общества, в котором нетерпимость к злу и забота о человеке – не пустые слова, отсутствие натужного пафоса, картинных поступков и картонных чувств, неумолимость и рутинность добра, твёрдых нравственных принципов по-прежнему привлекают внимание.
То, что канал «Звезда» опирается на советское кинонаследие, одновременно радует и огорчает. Радует, потому что только в советском кинематографе можно отыскать столь необходимую для формирования гражданских чувств здоровую основу. Печалит тем, что эта зависимость от старых фильмов демонстрирует неприглядную картину: за четверть века не создано практически ничего нового, достойного, способного развить и поддержать традиции отечественного кинематографа на должном уровне. Нет достойных фильмов ни об армии, ни о работниках правоохранительных органов.
Новые сериалы, которые поневоле вынуждена транслировать «Звезда», не блещут художественной убедительностью и завершённостью. Более того, они мало чем отличаются от обычного стандартного телепродукта, идущего по другим каналам. Очевидно, что нужны свои оригинальные идеи, своё производство многосерийных телевизионных фильмов. Не может быть, чтобы армейская жизнь, работа на страже законности и правопорядка, особенно в нынешнее время, были бедны сюжетами, достойными воплощения на экране. В конце концов, можно обратиться и к обширной кладовой советской военной литературы и милицейских романов, использовать богатое наследие Воениздата.
Основу сетки вещания канала «Звезда» составляют документальные циклы исторического характера («Зафронтовые разведчики», «Легенды советского сыска», «Предатели», «Хроники Победы»). Они определяют лицо канала, его своеобразие. «Звезда» может по праву гордиться замечательной, уникальной в своем роде программой «Военная приёмка», которая рассказывает о новинках военной техники и снаряжения, имеющихся в распоряжении Российской армии.
Из проектов текущего телесезона наиболее интересной и познавательной следует признать программу «Легенды цирка» с Эдгаром Запашным. Она значительно расширяет обычное представление о цирке, рассказывает о многообразии циркового искусства.
И всё же «Звезда» вынуждена ориентироваться на «веяния времени». Эта ориентация, ставшая особенно явной в последний год, вовсе не радует, а скорее вызывает недоумение. Зачем терять собственное лицо и стремиться к подражанию некоторым центральным каналам? Понятно желание быть ближе к зрителям. Но стоит ли идти проторённой другими дорогой к обрыву? Высокая патетика, патриотическая направленность, публицистический накал таких программ, как «Служу России!», «Новости. Главное», «Задело!», явно не сочетаются со стандартными шоу для телезевак. Чем-то чужеродным смотрятся в сетке вещания «Звезды» программы, которые следуют образцам, утвердившимся на других каналах: наш ответ «Модному приговору» – «Одень меня, ну пожалуйста!», страшилка для потребителей (о чём молчат хлебопёки, аптекари и все остальные, кто нас кормит, обувает, лечит и учит) – «Научный детектив». Это же относится и к вокальному конкурсу «Новая звезда», ведь в содержательном плане он принципиально не отличается от своих аналогов в виде «Голоса» и «Главной сцены».
Анонсируемый «Звездой» ситком на армейскую тему – «Ботаны» – также не внушает оптимизма. Сериал «Солдаты», в сходном ключе, уже много лет идёт на нашем телевидении. И нельзя сказать, чтобы он стал эталоном качества. Армейская служба в такого рода юмористической подаче – это всегда игра на понижение, да и российский ли это формат – ситком? Вместо меткого, доброго юмора – нагромождение смешных ситуаций и плоских шуток.
Неприятное впечатление оставляет шоу «Папа сможет?». В его основе неплохая, в общем-то, идея – заставить папу по-новому взглянуть на труд мамы, чья «служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». И всё бы хорошо, если бы не совершенно неприемлемый для России образец поведения, который генетически задан иностранным форматом передачи. Ну какая нормальная русская женщина оставит папу на неделю с маленькими детьми, а сама уедет развлекаться? Сердце не выдержит, душа не успокоится. Семья крепка солидарностью, взаимопомощью, поддержкой. А здесь пропагандируют тип семейных отношений, при которых каждый живет и решает проблемы сам по себе. Передача не столько демонстрирует важность мамы, сколько подчёркивает несостоятельность папы, а значит, и в этом отношении не способствует укреплению семейных отношений. Идея поменять маму и папу местами, для того чтобы каждый научился ценить вклад другого в общее семейное дело, была бы намного продуктивнее.
Телеканал «Звезда» – свидетельство противоречивости современной ситуации общественного развития, нашего нынешнего состояния умов. Государственный запрос, общественная потребность в патриотическом вещании есть. Телевидение без вульгарности, назойливых звёзд российского шоу-бизнеса, засилья западных фильмов и западного телеконтента возможно. Но благие намерения нуждаются в поддержке финансовой, и главное – идейной. Без неё вопрос о том, что же такое канал «Звезда» – первая ласточка нового самостоятельного российского телевидения или последний его бастион, который вот-вот захлестнёт волна обычной телепошлости, – остаётся открытым.