Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2019 г.
  4. № 30 (6699) (24.07.2019)
Литература

Неповторимый Бабель

24 июля 2019
Исаак Бабель

Наш сегодняшний герой – яркий представитель «новой советской литературы» Исаак Бабель. Биография его пестрит пробелами, заметки, оставленные самим писателем, во многом приукрашены, изменены, а то и вымышлены. И дата рождения, и точная дата гибели не вполне достоверны, и даже настоящая фамилия его – Бобель, а зачем надо было менять её – неизвестно.


Родился в Одессе (разумеется, на Молдаванке), папаша его держал лавку на Ришельевской улице. Окончил коммерческое училище (куда его поначалу упорно не брали по понятным причинам). Писать начал рано, первые свои произведения (не сохранившиеся) писал почему-то на французском (а кроме того, владел идишем, русским и украинским). В разгар войны отправился в Петроград (где евреям селиться было запрещено), познакомился с Горьким и опубликовал в его журнале «Летопись» два рассказа, за которые был привлечён к уголовной ответственности – ни много ни мало за порнографию, кощунство и покушение на ниспровержение существующего строя. Отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте, дезертировал, вновь пробрался в Петроград и в начале 1918 г. стал переводчиком в иностранном отделе ЧК. Позже по рекомендации М. Кольцова направлен в 1-ю Конную армию Будённого, был там бойцом и политработником, участвовал в Польской войне 1920 г. и вёл дневник, ставший основой для будущей «Конармии».

«Конармия» резко контрастировала с героическими мифами о красноармейцах. Будённый был в ярости и в статье «Бабизм Бабеля» назвал его «дегенератом от литературы»; а Ворошилов считал, что стиль произведения был «неприемлемым». Не понравилась «Конармия» и Сталину, указавшему, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Однако авторитет Горького защищал Бабеля от нападок.

Не меньшей популярностью пользовались и «Одесские рассказы», в романтическом ключе рисующие жизнь одесских уголовников и лавочников начала XX в., а налётчик Беня Крик (прототип которого – легендарный Мишка Япончик) стал воплощением бабелевской мечты о еврее, умеющем постоять за себя. Им тоже досталось от критики за «идеализацию хулиганства», «антипатию делу рабочего класса», натурализм и «романтизацию бандитизма». Но нельзя не признать своеобразную притягательность созданных Бабелем ярких образов.

Популярен был и сам Бабель – о нём даже рассказывали анекдоты, обыгрывавшие его конфликты с Будённым и якобы дружбу с уголовным миром Одессы.

Но с приходом эпохи Большого террора Бабеля печатали всё меньше, он ощущал тревогу, но не эмигрировал, хотя возможность такую имел – в 1927–1933 гг. периодически подолгу жил за границей. В мае 1939 г. он был арестован на даче в Переделкине и обвинён в «террористической деятельности» и шпионаже; при аресте у него изъяли 15 папок рукописей и 11 записных книжек, навсегда утраченных. Пытками его вынудили признать связь с троцкистами и «шпионаж» в пользу Франции, оговорить многих других писателей. В январе 1940 г. он был расстрелян и похоронен в общей могиле, а само имя его было изъято из литературы.

Лишь после 1956 г. Бабель был реабилитирован и при активном содействии К. Паустовского «возвращён». В предисловии к сборнику «Избранное» Илья Эренбург назвал Исаака Бабеля выдающимся писателем-новеллистом и блестящим стилистом. Но и позже произведения Бабеля подвергались сильной цензуре в печати.

Творчество Бабеля, при всей его противоречивости, оказало огромное влияние на литераторов т.н. южнорусской школы (Ильф и Петров, Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Багрицкий) и получило широкое признание не только у русского читателя. Даже такой писатель-романтик, как Эрнест Хемингуэй, признал, прочитав «Конармию»: «стиль Бабеля даже лаконичнее моего». Не угасает интерес к нему и сейчас – своеобразным подтверждением служат неоднократные попытки экранизации, не слишком удачные, ибо Бабель неповторим.

Тэги: Анатолий Белкин Литературные святцы
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Белкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Куёт он строфы, как подковы

    02.02.2021
  • Тщательно отобранные шутки

    11.11.2020
  • Человек, который смеялся

    14.10.2020
  • Под визгом яростной пилы

    29.07.2020
  • Меч почёта

    27.11.2019
  • Под визгом яростной пилы

    39 голосов
  • Невезучий романтик

    33 голосов
  • Бестселлер века

    29 голосов
  • Опасные странности

    26 голосов
  • Соловей не умолкает на заре

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS