Второй номер «Русского искусства» за этот год посвящён 75-летию Великой Победы. По замыслу редакции, все публикации, от первой до последней страницы, стали доказательством того, что грохот орудий не в состоянии заглушить голос муз, если они сами решили вступить в бой.
Память жива до тех пор, пока есть кому её передать. Сегодня это становится важным как никогда: слишком много развелось желающих не просто переписать историю Второй мировой войны, но перевернуть всё с ног на голову. В таком контексте новый номер журнала «Русское искусство» можно рассматривать как овеществлённую эстафету, в которой скромный карандашный набросок из блокадного Ленинграда, потускневшая чёрно-белая фотография из поверженного Берлина и величественные монументы на Мамаевом кургане или в Трептов-парке – аргументы одного порядка и ценности.
Ключевая сюжетная линия номера – мемориал как синтез искусства и исторической памяти. Ярче всего она, пожалуй, раскрыта в материале Дмитрия Гончарука и Александра Зиновьева о военной теме в оформлении станций Московского метрополитена «Запечатлённый подвиг». Но это не единственное измерение многогранного сюжета. Время наделяет исторические памятники уже их собственной историей. Сотрудница музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева рассказывает о реставрации монумента «Родина-мать зовёт!». Заведующая отделом скульптуры Третьяковской галереи Ирина Седова – об этапах создания памятника Герою Советского Союза генералу Карбышеву в Маутхаузене. Старший советник посольства России в Германии – о судьбе советских воинских мемориалов в Берлине. Журналист Дмитрий Поликарпов – о восстановлении исторической справедливости: создании мемориала павшим в битве подо Ржевом, сражении, которое стыдливо замалчивалось десятки лет. И каждый из этих очерков – не просто скрупулёзный отчёт в фактах, но живая, почти личная история, трогающая за душу.
Ещё один важный сюжетообразующий мотив этого номера – деятельность советских музеев в годы войны. Статья заведующей отделом рукописей ГТГ Елены Теркель посвящена напряжённой работе Третьяковки и в Москве, в историческом здании, пострадавшем от бомбёжек, и в Новосибирске, куда была эвакуирована большая часть её бесценного собрания. Нина Забаровская рассказывает о Музее Победы на Поклонной горе, где хранение огромного массива уникальной информации стало возможным благодаря использованию новейших технологий. Материал директора Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марины Агеевой приурочен к юбилею музея, ровесника Великой Победы: решение об открытии художественной галереи в одном из крупнейших центров оборонной промышленности страны было принято в ноябре 43-го, меньше чем через год она встретила первых посетителей, а ещё через год получила статус музея.
Герои номера – павшие и живые – сходят со страниц не эфемерной легендой, а реальными судьбами, мельчайшие детали которых бережно хранят потомки. Замечательный артист и режиссёр Театра сатиры Юрий Васильев поведал читателям о своём отце – военном картографе. Самой юной сотруднице редакции, Анне Малышевой, – чуть-чуть за двадцать. Её собеседнику – фронтовику, кавалеру орденов Красного знамени и Отечественной войны, многолетнему директору легендарной «Таганки» – 98. Нужны ли ещё доказательства того, что эстафета в надёжных руках?