Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2022 г.
  4. № 30 (6844) (27.07.2022)
Искусство Культура

«Аида» как связь времён

«Геликон-Опера» закрыла сезон новой постановкой оперы Джузеппе Верди в режиссуре Дмитрия Бертмана

27 июля 2022
Сцены из премьерного спектакля

Верди создавал «Аиду» по либретто Антонио Гисланцони к открытию Хедивской оперы в Каире, приуроченного, в свою очередь, к открытию Суэцкого канала. Впервые «Аида» прозвучала в Оперном театре Каира 24 декабря 1871 года, но сам Верди датой настоящей премьеры считал постановку в Ла Скала 8 февраля 1872 года, после которой композитор был вызван публикой на поклоны 32 раза, и, по свидетельствам очевидцев, восторженная толпа пронесла Верди на руках от дверей театра до его дома.

 

Перед премьерой в Каире у Верди появилась идея заменить чудесную прелюдию, с которой начиналась «Аида», на более развёрнутую увертюру, однако новый текст на тот момент ещё не был готов. 28 декабря Верди отправил партитуру своему издателю Джулио Рикорди, приложив ироничную записку: «Посылаю Вам «Синфонию», ещё влажную от чернил, которую, возможно, мы поставим перед «Аидой». Я говорю «возможно», потому что я даже не репетировал, и всё может пойти насмарку…» Так и случилось: репетиций оказалось недостаточно, и на миланской премьере Верди вернул прелюдию-интродукцию.

«Синфония» (так иронично называл её автор) пролежала 70 лет среди других бумаг Верди на вилле Сант-Агата, где её и обнаружили. В 1940 году Артуро Тосканини рискнул исполнить увертюру с симфоническим оркестром NBC, а Клаудио Аббадо даже дважды записал её (с Лондонским симфоническим оркестром и оркестром Ла Скала). Однако на сценах оперных театров мира «Аида» по-прежнему звучит с интродукцией. Дмитрий Бертман включил «Синфонию» в новую постановку «Аиды», и зрители, пришедшие на премьеру, впервые услышали этот музыкальный раритет. «У Верди чувства становятся более значимыми, чем вся машина власти, – считает Дмитрий Бертман. – Он восхваляет любовь, и любовный треугольник Аида – Радамес – Амнерис здесь тоже не случаен – это символ пирамиды».

Созданная композитором в 1870 году, «Аида» остаётся удивительно современной: война и мир, победители и побеждённые, любовь и ненависть, предательство и самопожертвование – чем не черты нашего времени? Острый любовный конфликт двух соперниц – пленённой египтянами эфиопской царевны Аиды и дочери фараона Амнерис представлял собой контраст женственности покорной и женственности величественной, искренности и коварства (пусть отчасти вынужденного). Амнерис хотела завоевать любовь Радамеса любой ценой, Аида же любой ценой хотела сохранить свою любовь к Радамесу, даже если эта цена – смерть. В итоге она и жертвует собой – в традиционных постановках пробирается в склеп к приговорённому к смерти Радамесу, чтобы покинуть этот мир вместе с ним, что само по себе казалось ей счастьем.

А вот древние греки считали, что загробная жизнь не может быть счастливой. Согласно их религиозным представлениям, души умерших попадают в подземное царство бога Аида (бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых). Не отсюда ли имя главной героини оперы и вид избранной ею смерти в подземелье храма (опять же, в традиционных постановках)? А река Ахерон, которая протекает в подземном царстве, становится границей мира живых и мира владений смерти. Во владениях Аида нет солнечных лучей, там господствует мрак. Может быть, «привлекая» реку Нил в свою оперу, Верди имел в виду Ахерон? Ведь недаром же в третьем действии оперы Аида на берегу Нила ждёт Радамеса, чтобы проститься с ним навеки?

Я не случайно написала «в традиционных постановках», потому что Дмитрий Бертман всегда вносит в свои спектакли своё видение произведения. Вот и в новой «Аиде» Радамес в склепе один, Аида за сценой, её не видно, так они и поют свой знаменитый дуэт: Радамес – в подземелье и Аида где-то в другом месте. Очевидно, Бертман оставляет Аиде и Радамесу право на счастье. А солнечный луч, вопреки всем реалиям пробившийся в подземелье, – словно символ неугасающей любви Аиды. Этот луч, как неожиданное чудо, Радамес ласкает руками, пытается его поймать и задержать, не верит своему счастью и будто забывает о смерти. Но вряд ли валяющиеся в склепе крупные фрагменты скелетов дадут ему полностью забыть о ней.

Думаю, что берег Нила Бертман заменил его подводным миром с изумительной красоты колышущимися лотосами (художники-постановщики – известный эстонский скульптор Тауно Кангро и Ростислав Протасов) именно потому, что в его видении где-то там, в неведомых мирах, Аида и Радамес всё-таки не будут разлучены. И тогда ассоциация Ахерон – Нил не сработает.

Вообще постановка весьма необычная (а что обычно у Бертмана?). В 1-м акте на сцене – гигантские скульптуры африканок в выразительных позах. Позже появляются из-под сцены дивные скульптуры голых египетских кошек, но потом они исчезают. Во 2-м акте сцена обрамлена условными пирамидами. В последнем действии склепа как такового нет – просто чёрная сцена с ярким лучом солнца. «В нашей постановке современность переплетается со старинной стилизацией, – рассказывает Тауно Кангро. – Монументальные скульптуры величиной от двух до шести метров создают объём на сцене, усиливают драматизм действия».

Аида (Елена Михайленко) – в унизительном ошейнике на длинной верёвке. Её дергают за верёвку, как нелюбимую дворняжку, и Амнерис (Ирина Рейнард), и Радамес (Иван Гынгазов). Амнерис – лишена всякой царственности. Она ведёт себя не как дочь фараона, хотя свой статус не раз упоминает в пении, а как обычная рассерженная и ревнующая дворовая девчонка, и одета в чёрный брючный костюм милитаристского покроя с подобием короткой юбки чёрно-золотого цвета и высокие сапоги на толстенной платформе (сантиметров 5, не меньше). В такие же костюмы одет хор. Верховный жрец Рамфис (блистательный Алексей Тихомиров) – в золотом одеянии, сияющем, словно само солнце. Амонасро, отец Аиды (Алексей Исаев), облачён в костюм из такой же ткани, что и его дочь, – нечто бежевое с такого же цвета сетчатым материалом сверху, который, видимо, символизирует то, что они пленники (сетка = клетка). Но их костюмы, не считая костюма Рамфиса и Верховной жрицы (Юлия Щербакова), – одни из самых выразительных в спектакле.

Дирижёр Валерий Кирьянов замечательно выдерживал баланс между оркестром и солистами, в результате всех солистов было прекрасно слышно во всех сценах. Особенно впечатлил, помимо Алексея Тихомирова, молодой тенор Иван Гынгазов – красивым тембром, гибкостью голоса, высокой вокальной техникой и выносливостью. Хор «Геликон-Оперы», как всегда, звучал прекрасно (хормейстер – Евгений Ильин), даже когда волей режиссёра хористов расставили на лестницах театрального зала (а зал, как известно, в виде амфитеатра).

В фойе театра проходила выставка, посвящённая Древнему Египту и опере «Аида», где привлекла к себе внимание статуэтка одной из величайших богинь Древнего Египта – Исиды с младенцем Хором на руках. В либретто оперы «Аида» Исида становится источником божественного знания, силы, судьбы и надежды, а хор (уже не младенец, а артисты) поёт многократно: «Восславим Исиду!» Связь времён.

В финале Амнерис сидит в свете перекрещивающихся солнечных лучей и поёт с почти безнадёжной интонацией: «Мира прошу для тебя…» Актуально, как никогда.

 26 аида IMG_0034.jpg

Тэги: Людмила Лаврова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Создать будущее сейчас

    07.09.2022
  • Дотронуться сердцем

    17.08.2022
  • Визитная карточка праздника

    29.06.2022
  • «Снежинки» для примадонны

    18.05.2022
  • Четыре смерти, которых могло не быть

    13.04.2022
  • Автобус для Мазепы

    40 голосов
  • Псевдомастер из N-ского морга

    32 голосов
  • Четыре смерти, которых могло не быть

    32 голосов
  • «Вот как поет, что сердце замирает…»

    28 голосов
  • Снова сказкой позабавим

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS