Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2015 г.
  4. № 31 (6519) (29.07.2015)
Образование

Бесправные «кровопийцы»

Выпуск 6 (17)

29 июля 2015

Вот и закончился ещё один учебный год. Он, как и предыдущие, оставил больше вопросов, чем ответов. С сентября ФГОС смело шагнёт в пятый класс, и тогда учителям-предметникам вслед за начальной школой предстоит столкнуться с задачей со многими неизвестными.

Курсы, пройденные мною в мае, заставили серьёзно призадуматься. О плюсах нового стандарта взахлёб писали и ещё не раз напишут. Но тот, кто работает в школе не первый год и обладает хотя бы малой толикой здравого смысла, смотрит не на красивые слова о всесторонне развитой личности ребёнка, а на то, что представляют собой изменения на практике. А на практике ФГОС приводит, извините за выражение, к излишнему бумагомарательству. Новая повинность учителя – расписывать учебные действия. Зачем? Да знаете ли вы, сколько их у учителя за год набирается? Наши политические руководители не раз говорили: бюрократизм мешает развитию бизнеса. Поверьте, школе мешает не меньше. Отчётность сейчас сдают и в электронном, и в бумажном виде. А в бумажном – так и вовсе по два-три экземпляра. Сколько ненужной работы!..

Учитель напоминает сегодня лошадь, которую убивает пьяный Миколка во сне Раскольникова. Приведу жизненный пример. В Воронеже, на улице Димитрова, возле автовокзала, спрашиваю в киоске учебники русского языка и литературы за пятый класс. «Вы родитель или кровопивец?» – интересуется продавец. До меня не сразу дошло, к кому относится слово «кровопивец». Оказывается, к нам, учителям, которые за свой счёт приобретают учебники, тетради, методическую литературу, бумагу и прочее. Которые постоянно завалены работой, как мифический Сизиф. Которые стараются вложить в душу каждого ребёнка хотя бы частичку доброты, красоты и чистых помыслов.

Учитель, ещё раз повторюсь, ставится всё в более униженное положение. На тринадцатом году работы в школе с меня стали требовать справку об отсутствии судимости. Стыд и позор! А есть люди, проработавшие по сорок-пятьдесят лет. Они тоже должны доказывать, что не сидели в тюрьме…

Такое отношение к педагогу стало обычным явлением. На нас словно выжгли клеймо ненависти и презрения. При этом тот же продавец (я ему об этом сказал) живёт благодаря нам, потому что мы у него покупаем книги, тетради и всё остальное. А ведь зарплата у учителя, мягко говоря, весьма скромная. Да, её «всеми средствами» пытаются увеличить. Но как? Не повышая стоимость ставки, а увеличивая учебную нагрузку. Вот и вынуждены многие вести по тридцать часов в неделю. Но такая нагрузка, как вы понимаете, сродни медленному самоубийству. А говорят, мы боремся за увеличение продолжительности жизни…

Кстати, о жизни. Школа, к глубокому сожалению, не готовит к ней. Учителя связаны по рукам и ногам системой. Ученик, какой бы плохой он ни был, с вероятностью 99,9% перейдёт в следующий класс. Попробуйте поставить двойку за год и тогда узнаете, почём фунт лиха. Юный Митрофанушка уверен в своей безнаказанности. А кто окажется «крайним», если он, дотащенный таким образом до выпуска, не сдаст ОГЭ или ЕГЭ? Конечно, педагог.

Что получается? Сначала система растит дармоеда, а затем награждает его звонкой пощёчиной. Лично я отнюдь не против принципа: тому, кто учится, – всё, а бездельнику ничего. Я – за. Но тогда нужно идти по этому пути до конца. Приведу пример. По итогам прошлого учебного года впервые девятиклассники, не справившиеся с ОГЭ, получили справки. С ними, сами понимаете, ни в какое училище не возьмут. В нашем районе таких было трое. В Воронежской области 32 района. Вспомните, сколько в России областей, краёв, республик… Не получивших аттестата о неполном среднем образовании в стране – тысячи. Скажите, пожалуйста, что с ними делать? Это же гвардия пьяниц, наркоманов, преступников. А почему? Да потому что им, как говорил Мармеладов, герой того же Ф.М. Достоевского, «некуда пойти».

Как был распутан этот гордиев узел? Да никак. Его в стиле Александра Македонского опять разрубили. В начале осени 2014 года те, кто окончил 9-й класс со справкой, благополучно всё пересдали и получили долгожданный документ. Хотя по первоначальному замыслу могли это сделать только через год. Круг замкнулся. Напуганных детишек снова вытащила система («Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино»), лентяи ещё больше уверовали, что в школе можно ничего не делать. Нет, я рад за них. Большинство из них, по крайней мере хочется верить в это, найдут своё место в жизни. Но зачем тогда нужен был весь этот сыр-бор? Глупо, господа.

Ещё одной глупостью закончился прошлогодний ЕГЭ, когда после проверки выпускных работ резко понизили количество баллов, необходимых для получения аттестата о полном среднем образовании. Почему так сделали? Да потому что чуть ли не половина страны – двоечники. Это горькая правда. Нужно было либо массово штамповать справки и увольнять всё Министерство образования, либо понижать баллы. Пошли по второму пути. Тёплые места кому же охота терять!..

Министерству образования хронически не везёт на руководителей. Вот Шойгу на своём месте, Лавров тоже, Мединский… А у нас? Сколько ни меняют, никакого толку! Выход здесь только один. Нужна партийная ответственность за министров. Не оправдал надежд ставленник одной партии – дать право другим парламентским партиям предложить своего кандидата. Тогда будут стараться ставить самых лучших.

России не хватает известной доли консерватизма. Мы шарахаемся от одного эксперимента к другому. Вот уже по ФГОС нет урока, а есть учебное занятие. Мы страна традиционных ценностей. Их нужно беречь как зеницу ока. Новое, конечно, нужно. Но оно должно органично сочетаться с тем, что проверено временем. Даже США (наши заклятые враги, между прочим, а отнюдь не партнёры) в колониях для несовершеннолетних преступников ввели курс изучения русской классической литературы. Их дети читают Толстого и Достоевского. Две трети в колонии не возвращаются, начинают нормальную жизнь. А у нас сократили уроки русского языка и литературы. Вместо них ввели культуру общения, ОБЖ и прочие предметы, за которые никто не отвечает и необходимость в которых вызывает серьёзные сомнения. Такое впечатление, что Министерство образования хочет объять необъятное. Но культурнее наши дети не стали, безопаснее тоже не стало. В школе мы должны с них пылинки сдувать, а на входе на ЕГЭ их обыскивают, словно преступников. Такой контрастный душ…


Тэги: Филология Словесность
Обсудить в группе Telegram

Виталий Апевалов

Виталий АПЕВАЛОВ, учитель русского языка и лите... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Иноплеменные слова» в поэзии А.С.Пушкина

    31.10.2021
  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Филология как поэзия, поэзия как филология

    23.09.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Как нам обустроить изящную словесность

    27.11.2019
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Словесность сохранит в человеке человеческое

    131 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
  • Искусство – точная наука

    38 голосов
  • Что пишем и что на ум пошло

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS