Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2020 г.
  4. № 31 (6747) (29.07.2020)
Литература Проза Рецензия

Ужас – снаружи, спасение – внутри

29 июля 2020

С 14 по 20 августа в Крыму на форуме «Таврида» будет работать творческая антишкола литературы и медиа. «ЛГ» всегда поддерживала молодых авторов, для многих из которых форум становится стартовой площадкой. В конце прошлого года мы уже печатали произведения участников творческой резиденции «Таврида Лит». Предлагаем вам познакомиться ещё с несколькими текстами, рекомендованными к публикации в «ЛГ».



Анна Козлова. Рюрик.

– М.: Фантом Пресс, 2019. – 288 с. – 4000 экз.

 

Практически каждый из нас был неказистым, в той или иной степени проблемным подростком. Во многих этот подросток так и остаётся жить. Историю о вечном взрослении и поиске себя настоящего предлагает в своём новом романе писатель и сценарист Анна Козлова.

«Рюрик» – история 17-летней Марты, которая убегает из элитного интерната и в поисках своей матери отправляется автостопом в Архангельск. В дороге она встречается с Михаилом. Ему за 30, он путешествует на мотоцикле – ему всё равно, куда лететь по трассе. Короткие отношения заканчиваются ссорой. После неё Марта угоняет мотоцикл нового знакомого и теряется в лесу, полном мистики, где проходит курс по выживанию, сдобренный галлюцинациями и флешбэками из прошлого её семьи, в которой жил попугай по кличке Рюрик. Но о нём позже.

Сюжет с поиском девушки вплетает в роман ещё две линии: Кати Беляевой, которую деструктивные любовные отношения привели в сетевую журналистику, и Николая Бурцева – деревенского жителя, чья дочь погибла в тех же лесах, где оказалась Марта.

Козлова втягивает читателя в романное пространство с ходу, грамотно расставляя сюжетные ловушки. «Рюрик» – именно роман, с его каноничными параллельными линиями. Другое дело – как сюжет и герои прописаны автором. Сценарный подход к тексту делает его очень простым для восприятия – его «проглатываешь». На первый взгляд он очень «обыденный», наполненный бытовыми деталями. Но потом обнаруживаешь там целый микс: и мистический триллер, и философское высказывание, и социальную драму. Всё, конечно, в лёгкой и даже несколько пародийной форме.

Эта пограничная между жанрами позиция возмущает, но вызывать такие чувства у читателя для Анны Козловой привычно. Для её стиля характерны прямолинейность, некий вызов и игра, чему она не изменяет и в «Рюрике». С поправкой на то, что свой циничный взгляд на жизнь и отношения на этот раз она готова обсудить и даже устроить настоящий интерактив: то живо поинтересоваться мнением читателя об отношениях юной девы и взрослого мужчины, а то и навязать роль свидетеля всего происходящего.

Несмотря на простоту фабулы, «Рюрик» – это большое исследование, и в первую очередь исследование тайны женской души . По Козловой, женщина – обладательница особой энергии: она может вносить полный хаос (как в истории Марты), а может упорядочить мир (как делает это подключившаяся к поискам девочки Катя), может приспособиться к обстоятельствам (как женщины отца Марты – Светка и Ира). Но она никогда не апатична – даже случайная свидетельница ссоры Марты с Михаилом готова кинуться их разнимать. Зато мужчины (Михаил, отец Марты) бездеятельны, их функция – порождать ситуацию, из которой выпутываться будет женщина. Выбивается из общего ряда только Николай Бурцев: он и за дочь отомстил, и в лес отправился ради Марты. За свою активность и наказан.

«Ужас – снаружи, спасение – внутри» – так Анна Козлова формулирует ещё одну важную тему книги, для которой в неё добавляется мистический сюжет. История Марты – своеобразный ответ на вопрос: «Ад – это другие» или «ад – это мы сами»? Будучи подростком, девушка переживает социальный ад: она никогда не знала свою мать, её насиловал отец (так девочка говорит, по крайней мере), он же часто менял женщин, то и дело заставляя дочь приспосабливаться к новым людям в своей жизни.

Единственным близким ей существом становится Рюрик, попугай породы краснохвостый жако. Он живёт в квартире новой женщины отца. Марта – единственная, кто смог приручить эту неистовую птицу. И дальше попугай как бы становится зеркалом девочки: остервенело выдёргивает из себя перья, как она сама глушит в себе право на эмоции. Своего пика это отзеркаливание достигает, когда Рюрик нападает на новорождённую сестру Марты и убивает её. В глазах подростка новый ребёнок – нечто, отнявшее остатки внимания к ней. Она и сама убила бы, если бы могла. А Рюрик, как отражение, как концентрат энергии Марты, совершает это за неё.

Лесной заказник на краю Архангельской области – это место перерождения Марты. Он будто вовсе оторван от остального мира, первобытен, что даёт читателю погрузиться в воспоминания девушки и в то же время отследить каждый её эмоциональный отклик на прошлое – в чистом виде. Память заставляет её буквально выворачиваться наизнанку. Таков её путь к очищению, к осознанию и прощению себя. И она выигрывает схватку – всё как полагается деятельному женскому персонажу.

Кстати, «Рюрик» – это первый роман нашего времени, в котором Архангельская область становится местом действия, а скорее даже полноценным героем.

В своих интервью Анна Козлова говорит о том, что для неё важна в «Рюрике» и тема трансформации события в социальных медиа: там обсуждения покруче, чем у бабушек на дворовых скамейках. Пока Марта борется только с собой, Катя Беляева разбирается с серой массой из интернета, где один готов невинно покритиковать, а другой легко выдаст тайны друга. И если Марта – во власти личных воспоминаний, то остальной мир в романе, живущий онлайн, – под колпаком чужих мнений. Среда для обсуждений, конечно, питательная, но развития это не даёт – продолжаться будет только флуд.

Полина Карпович

 

Тэги: Книга Таврида Лит Рюрик Анна Козлова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS