Kет семь-восемь назад я уже писала о том, что в школе вдруг появился вопрос «Зачем учить стихи?»
То, что прежде была аксиомой, стало теоремой, которую нужно доказывать. Но если раньше доказывать нужно было детям и некоторым примкнувшим к ним родителям, то теперь единства нет уже в самом учительском сообществе. Появились (или стали такими) учителя, которые не требуют от своих учеников заучивания стихов наизусть: достаточно того, чтобы ребёнок прочёл стихотворение по книге (думаю, что их чтение с мобильного телефона).
Ещё одна категория словесников считает, что учить всё-таки нужно, но не определённые стихи того или иного поэта, а понравившиеся лично ребёнку (в большинстве случаев ему «нравится» то, что покороче, и вместо «Я помню чудное мгновенье», он, скорее всего, выучит «Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован»). Я же принадлежу к третьей группе, совков и ретроградов, считающей, что не требовать от детей заучивания стихов наизусть – преступление и что учить должно определённые стихи («Зимнее утро», «Бородино», «Я пришёл к тебе с приветом» et cetera), те, что учили не только мамы и папы, но и деды и прадеды нынешних школьников, так как это ещё одна (а их не так много!) скрепа нации.
Ещё сравнительно недавно выучить стихотворение было самым лёгким домашним заданием. Если в течение четверти ребёнку не давались сочинения, если он плохо отвечал в классе или не был готов к урокам внеклассного чтения, учитель, чтобы «вытянуть» и поставить такому ученику хотя бы «тройку», задавал выучить несколько стихотворений. И тот, несказанно обрадованный, бежал домой учить.
Теперь же учить стихи для большинства детей стало не просто проблемой, а мукой, каторгой, адом. Пользователям интернета стал широко известен ролик, где ребёнок (на вид второ- или третьеклассник) пытается (от слова «пытка») выучить четверостишие Плещеева. Мать раз за разом повторяет, казалось бы, простейшее:
Травка зеленеет, солнышко блестит
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Если первые две строчки ребёнок с грехом пополам осиливает, то две последние становятся для него неподъёмным грузом. Кто, куда, с чем летит? В конце концов он разражается матерной бранью в адрес училки: зачем такое задала. Мнения разделились: кто-то обвинил учительницу, кто-то ребёнка, кто-то Плещеева. Почему-то никто не обвинил мать (к ней мы ещё вернёмся).
По моему глубокому убеждению, учить стихи стало проблемой, потому что они ушли из жизни и остались только в школе. Сегодня школа – для стихов – последний рубеж или, если угодно, редут. Если учителя его сдадут, дальше будет тишина.
Я сказала: стихи ушли из жизни, но, может, точнее будет сказать: жизнь ушла от стихов. Воистину: порвалась цепь времён.
Тем более нужно латать эту дыру, брешь, прореху на человечестве. Затыкать её своим телом. Своим делом.
Теперь от сетований к делу.
Вопрос номер один: кто должен учить с ребёнком стихи?
Идеально (то есть нормально), если это будет мать. Всосанные с молоком матери «баю-баюшки баю, не ложися на краю» и «ладушки, ладушки, где были, у бабушки» – это первоначальные – подсознательные – представления о ритме и рифме и благодатная почва для последующих Чуковского, того же Плещеева и далее со всеми остановками. Если же первая встреча ребёнка с поэзией (а не со специально написанными для детских садов стишками) происходит в школе, то мы видим то, что видели в ролике: стихи для него – тарабарщина и абракадабра.
Что касается учителя, то он должен учить любого Маугли, в каком бы возрасте тот к нему ни попадал: в первом, пятом или одиннадцатом классе. Нужно, во-первых, сказать ребёнку, чем вообще поэтическая речь отличается от прозаической, объяснить, если он этого не знает, что такое ритм, размер, рифма, тропы. Во-вторых, растолковать значения всех слов стихотворения: так в, казалось бы, хрестоматийном:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке, –
это и «бразды», и «кибитка», и «ямщик», и «облучок», и «тулуп», и «кушак».
(Что стоило матери из того же ролика не с садистской методичностью повторять одни и те же строки, а для начала объяснить значение слова «сени».)
В-третьих, тут же пояснить, что смысл стихотворения не складывается из смыслов всех составляющих его слов. Как писал Заболоцкий: «Слово получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами». Разобрать стихотворение, не побоюсь этого слова, «по косточкам». Но потом непременно «собрать», полить живой водой, то есть прочитать ещё раз – красиво, правильно, вдохновенно.
Некоторые учителя предпочитают включать записи мастеров художественного слова, артистов или самих поэтов. Это, конечно, хорошо, а иногда – в случае с авторским чтением – просто необходимо. Иногда, но отнюдь не постоянно. Ибо я уверена, что хорошо читающий стихи учитель – лучший пример. Ведь он демонстрирует не только технику и артистизм, но и любовь к тому, чему учит! А любовь – сильный аргумент.
И наконец, последний, может быть, самый главный вопрос: зачем учить стихи? Мне всегда не по себе, когда я слышу (в том числе и от учителей- словесников) что-то вроде: «стихи тренируют память», «свидетельствуют об интеллектуальности», «могут помочь завоевать сердце девушки (юноши)» и чуть ли не «стихи делают успешным».
Всё это неправда (или не главная правда). Представьте себе такую ситуацию: приходит человек в храм и говорит священнику: «Я хотел бы стать христианином. Понимаю, что для этого придётся приложить много усилий: читать Священное Писание, выстаивать долгие службы, учить молитвы. А что мне это даст?» Так вот, священник, который ответил бы: «Ты будешь счастливым», – по-моему, солгал бы: может, это была бы ложь во спасение, но всё-таки ложь.
Знание стихов, как и знание Бога, автоматически не делает человека успешным в этом мире, оно даёт другой – внутренний – мир. То, о чём сказано:
«Есть целый мир в душе твоей» и «Царство Божие внутри нас».
На человека, имеющего этот «мир в себе», могут обрушиться и горе, и болезнь, и предательство: он не застрахован ни от чего, кроме одиночества. Такому человеку всегда будет «куда пойти»: внутрь себя. (Что, возвращаясь к теме церкви, не отменяет потребности в храме.)
И самое последнее. Если люди научатся чувствовать, как поэты, мир изменится к лучшему.
У Басё есть такое хокку:
Весна уходит.
Плачут птицы.
Глаза у рыб полны слезами.
Если человек научится видеть «слёзы рыб», он уж точно сумеет увидеть и «слёзы людские». Потому что «мир в себе» не отменяет потребности в другом: я имею в виду в другом человеке.
"Я к Вам пишу... Чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь - я знаю - в Вашей воле
Меня презреньем наказать" (А.С. Пушкин)
"Мой дух уносит твой волшебный аромат
Туда, где мачт леса валов колышет ряд,
Изнемогающий от качки беспокойной,
Где тамаринд струит далёко запах свой,
И он разносится пьяняще над волной
И сочетается с напевом песни стройной" (Ш. Бодлер).
Временной промежуток, разделяющий авторов, минимален, а по поэтическим и вселенским рамкам - даже ничтожен, но какой контраст! Какая разница стиля, но не мастерства! И автор "Евгения Онегина", и автор "Цветов зла" жили и творили практически одновременно, но... что если Бодлер (тут могут стоять фамилии Баратынского, Фета, Цветаевой, Блока, Ахматовой) по стилю и по манере ломки строф приятен школьнику больше, чем Пушкин, Лермонтов или Ломоносов? Почему человек не может выбрать, что выучить, если дать ему возможность учить стихи:
а) авторов той страны и той эпохи, которая сейчас рассматривается на уроке;
б) примерно одинаковые с требуемыми ныне к заучиванию по величине.
Зачем заставлять по-военному заучивать то, что он забудет через три года и станет читать то, что нравится ему, даже если это что-то, очень хорошее и нужное этом школьнику, можно прочесть сейчас?
P.S. О своевременности. Господин Бодлер, которого, к слову, очень жаловал Гюго, умер, влекомый своими страстями ко дну человеческому, до конца оставаясь верным своему злому гению. Пушкин, простите, пострадал из-за женщины, из-за которой мог и не стреляться, но тоже остался верным гению, хотя и не злому.
Помню, как-то меня чуть не стошнило от плебейских строчек Державина:
"Богоподобная царевна киргиз-кайсацкия орды" (это о Екатерине II, кто не догадался)... Вот откуда идёт слепая манера подражания авторитетам, особливо если эти авторитеты облечены властью, вот откуда идёт дутость рифм современных писателей и нежелание следовать своей звезде до конца.
Мои внук и внучка полностью разделяют Ваши подходы, Инна. Другое дело, что детям, которые в семье ограничены лишь интернетом и айпэдом, этого не понять.
Зачем мы учили стихи в детстве?
Чтобы удовлетворить самолюбие родителей, да и самим иногда было не в лом залезть на табуретку и зачитать гостям.
Зачем мы учили стихи в школе?
Чтобы не получать двойки.
Зачем? - вопрос у детей частый. Важнейшая задача воспитателя приучить их к ответу: Надо, Федя, надо!
Взрослые не учат стихов, взрослые учат песни на хорошие стихи.
Кабыш: У Басё есть такое хокку:
Весна уходит.
Плачут птицы.
Глаза у рыб полны слезами.
Зачем, Инна, выпендриваться?
;) ... ему придётся отказаться от селёдки под шубой.
В роликах можно ещё и не то увидеть. Совершенно дурацкое обобщение. Школа для большинства место первой и последней встречи с поэзией в смысле заучивания стихов.
Учить стихи надо в школе и как можно больше русской классики. Школа не место для экспериментов с рыбьими слезами. Для Басё всегда существовали факультативные занятия, литературные кружки в домах пионеров. Большинство детских организмов вполне к этому процессу приспособлено. Не для развития памяти, конечно. Стихи запоминать проще простого: рифма, ритм - существенно облегчают процесс запоминания.
Поэзия исключительно информационно насыщенный жанр литературы и не только в формальном смысле, что однозначно доказывают исследования литературных текстов с использованием, например, теории информации Шеннона, но и в морально-нравственном, эстетическом смысле.
"Не для развития памяти, конечно, ... " - сказано в отношении обиходного представления о памяти, как мы, не специалисты в области психических функций человека, её понимаем; сказано о памяти, как виде умственной деятельности, предназначенной сохранять, накапливать и воспроизводить самую разнообразную. информацию.
В этом интегральном смысле, наверное, лучше всего память человека характеризует способность заучивать всё-таки бессмысленные списки слов, чисел.
Можно знать сотню(ни) стихов (здесь работает, наверное, какая-то эмоционально-образная память) и тем не менее не обладать памятью достаточно развитой для грамотного письма, изучения языков, запоминания телефонов, Ф.И.О., таблицы умножения, дороги домой, и т.д. и т.п., ;) т.е. не обладать способностью запоминать то, что требуется для достижения УСПЕХА В ЖИЗНИ в современном понимании и просто выживания в гораздо большей степени, чем знание стихов.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться