Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2019 г.
  4. № 34 (6702) (28.08.2019)
Литература Интервью

Обаяние спора

Для журналиста важна эмпатия

28 августа 2019

Дарья Златопольская – автор популярной программы «Белая студия» на канале «Культура». В разные годы её гостями становились Евгений Евтушенко, Сергей Юрский, Андрей Кончаловский... О ребячестве больших художников, жанре диалога и склонности к компромиссам телеведущая рассказала «ЛГ». 

 

– Творческая встреча с вами на Главной сцене летнего фестиваля «Красная площадь» началась после акции «Тотальный диктант». Как относитесь к этому проекту? Сами читали или писали диктант?

– Принимать участие в акции не приходилось, но, мне кажется, это интересная идея, хотя бы потому, что важно не отучаться писать от руки. 

– К слову, о грамотности. В вашей книге «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе» вопросы и ответы в диалогах даны без тире. Почему? 

– Оформление книги мы полностью доверили Елене Китаевой. Это настоящая легенда. Автор первой графики НТВ, всей графики канала «Культура». Я очень благодарна Елене за то, что она с такой душой и энтузиазмом подошла к работе над «Важными вещами».

– Чья идея – перенести телеинтервью на бумагу?

– Сначала издательство «Эксмо» предложило выпустить сборник моих телебесед, и я согласилась. Потом у меня возникла идея дать фрагменты разных интервью по темам: детство, любовь, свобода… В итоге в книгу вошли отрывки бесед на десять тем. Герои невольно спорят друг с другом. Но ведь, действительно, актёры и режиссёры, россияне и иностранцы, начинающие художники и зрелые мастера по-разному смотрят на мир.

– В медиапространстве вы привыкли брать интервью, а не давать. А в обычной жизни что чаще получается – давать или брать?

– Конечно, брать интервью – моя работа. Поэтому, наверное, чаще беру. Хотя после выхода книги возникло довольно много бесед – с теми, кто уже мне задаёт вопросы. Не только журналисты, но и простые зрители. Эта форма общения уже вошла в мою жизнь. И это тоже интересно.

– Даша, ну что вы всё о работе и о работе! Я ведь спросил о пропорции получать и отдавать в вашей жизни…

– В жизни я скорее люблю слушать. Мне нравится задавать вопросы и получать от­веты.

– Много ли у вас любимых книг и фильмов?

– Открытием «Белой студии» стало то, что у очень многих героев главные книги и фильмы совпадают. И среди них много тех, которые важны и для меня лично. Большие писатели выражают всегда некое коллективное бессознательное, порой сами не сознавая, закладывают много слоёв, которые раскрываются по-разному при каждом прочтении. Таковы, безусловно, «Братья Карамазовы», «Война и мир», «Анна Каренина». Кино Бергмана, Тарковского. Из новых фильмов мне понравился «Три билборда на окраине Эббинга, Миссури».

– Успели посмотреть новый фильм Павла Лунгина, одного из ваших собеседников и героев книги? 

– К сожалению, нет, но сделаю это обязательно.

– Вам важно держать руку на пульсе, следить за текущими громкими новостями? 

– Безусловно, ведь любые идеи и осознанность рождаются от преломления больших концептуальных категорий, с которыми работает классика, в зеркале актуального, сегодняшнего.

– В вашей книге приводятся слова Джона Донна: «Человек не остров». А вы частью чего себя ощу­щаете? 

– Частью того, что называется «загадочная русская душа». Мне кажется, каждый из нас составляет часть этой единой Души. Я чувствую очень сильную связь с культурой и землёй России.

– Ещё один герой книги, Константин Райкин, неоднократно публично признавался: «Ужасные ощущения, когда тебя не надо, а ты – есть!» А вы испытывали нечто подобное? 

– Конечно, мне кажется, это очень знакомое чувство для любого рефлексирующего человека. 

– Чем запомнилась учеба на журфаке МГУ? Нужно ли журналисту спецобразование? 

– Для журналиста важна, прежде всего, эмпатия. Способность настроиться на эмоции и обстоятельства других людей, как на свои собственные. Но в МГУ хороший курс литературы и истории печати. Ведь публицистика родилась не сегодня. И знакомство с тем, что писали в журналы и газеты Джонатан Свифт, Салтыков-Щедрин, Пушкин или Олдос Хаксли, – нелишне для того, кто садится писать свою колонку.

– Кто для вас авторитет в журналистике? Кого считаете мастером по части интервью – Познера, Урмаса Отта, Молчанова, Ур­ганта?

– Мне в своё время очень понравилась книга «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова. Именно тем, что это были не столько интервью, сколько беседы, и мысли Бродского рождались в том числе как реакция на соображения Волкова. Мне нравится, когда задающий вопросы тоже масштабная личность, в программе «Познер» сам ведущий мне не менее интересен, чем гость.

– Ваше отношение к кумиру молодёжи видеоблогеру Юрию Дудю? 

– Мне нравится, что он сделал таким востребованным жанр диалога. Мне кажется, разговор – это самая естественная форма обмена информацией. Традиция восходит ещё к «Диалогам с Платоном».

– Кого боялись больше всех перед съёмками «Белой студии»? 

– Андрея Кончаловского. Это был один из первых разговоров.

– Планируете ли реформировать формат программы, чтобы стать поближе к молодёжи?

– Я против того, чтобы заставлять кого-либо смотреть что-либо. Юные зрители выбирают то, что им ближе. Беседа с актёром Александром Петровым – безусловно, шаг к молодой зрительской аудитории. Петров – герой молодёжи, но при этом глубокий, ищущий человек. Я попыталась поговорить с ним о том, о чём в других СМИ разговор не зашёл. Саша вспоминал своего учителя, режиссёра Леонида Хейфеца: «Когда я в 23 года сыграл Гамлета, мне очень помогли слова моего мастера: «Ты вышел на сцену, чтобы – что?» – и этот вопрос нужно задавать себе постоянно!» Полностью согласна. А ещё считаю, нужно любому делу отдавать всего себя – даже если не хочется, даже если страшно.

Кроме Петрова в «Белую студию» пришли ещё несколько молодых артистов, среди них такие известные личности, как Антон Шагин, Данила Козловский. Очень хочется поговорить с молодым режиссёром Кантемиром Балаговым. В ближайших планах – встречи с известными писателями разных поколений.

Меня растрогали слова одного из зрителей, который сказал, что диалоги, встречи в «Белой студии» – это наш культурный «Бессмертный полк». Важно помнить великих людей – писателей, режиссёров, артистов. Когда они с нами – проще идти в правильном направлении.

В «Белой студии» дал одно из последних своих интервью Евтушенко. Я спросила Евгения Александровича: «Почему Шостакович, когда писал свою великую 13-ю симфонию на вашу поэму «Бабий яр», добавил к ней юмористические стихи?» Поэт ответил: «Смешное очень помогает жить. И всегда надо начинать с иронии над собой». Евтушенко очень артистично читал свои стихи. В последний раз мы с ним виделись на финале конкурса «Синяя птица», бесконечно благодарна ему за участие в программе.

К слову, в «Синей птице» главное не то, кто победит в какой номинации, кто выйдет в финал конкурса. Мы стараемся, чтобы дети напитались осознанием важных вещей. Большой им подарок – выступления с прославленными мастерами, выдающимися артистами, у которых можно многому научиться.

Читая великих, мы также всегда вступаем в диалог с ними. Люблю прозу Толстого. Когда читала его впервые, он мне казался каким-то далёким, очень взрослым. А теперь понимаю, что, когда классик писал «Анну Каренину», он был моложе меня…

– Часто говорят, что большой художник – большой ребёнок. Про кого из ваших собеседников можно так сказать?

– Это абсолютно точное определение. Помню, Никита Сергеевич Михалков сказал, что накануне нашей встречи ему надо было идти на какое-то мероприятие, и вот, сидя во фраке, он не мог попасть бумажкой в мусорную корзину. Его торопят: надо идти, опаздываем – а он отвечает: «Пока не попаду – не встану с места!» Разве это не ребячество?.. Сохранять в себе ребёнка – это очень важно. Актёр и режиссёр Сергей Юрьевич Юрский всю жизнь восхищался клоунами. Он обожал цирк. И проявления ребёнка можно увидеть в каждом художнике. Потому что основа творчества – игра. А игра, по сути, детское за­нятие.

– Вас просили не касаться в телебеседе какой-либо темы? Вы соглашались? Вы склонны к компромиссам? 

– Нет, таких моментов не было. А что касается компромиссов, то я всегда стараюсь идти на компромисс. Кроме тех случаев, когда этого нельзя делать. Такие случаи редки.

– Женщина так и не появится в «Белой студии»?

– В этой программе – точно нет. Но, возможно, появится другая передача. Есть женщины, бесконечно мне интересные, – Алла Сергеевна Демидова, автор предисловия к моей книге, Инна Михайловна Чурикова, Александра Николаевна Пахмутова... С ними есть о чём поговорить.

– Поделитесь секретом, как разговорить собеседника, если он не очень расположен к общению? 

– Разговор в «Белой студии» строится вокруг значимых для героя произведений искусства. Говоря об искусстве, человек всегда говорит о себе, и порой гораздо более открыто и откровенно, чем отвечая на прямые личные вопросы.

Беседу вёл
Юрий Татаренко

 


«ЛГ»-досье

Дарья Эриковна Златопольская
родилась в 1977 году в Москве. Телеведущая и автор программ «Белая студия» (выходит на телеканале «Культура» с 2011 года) и конкурса юных талантов «Синяя птица» (идёт с 2015 года на телеканале «Россия 1»). Лауреат премии Правительства Москвы за заслуги в области литературы и искусства, премии Союза журналистов России. Награждена медалью имени Льва Николаева за просветительскую деятельность. Автор книги «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе».

 

Тэги: От первого лица Юрий Татаренко
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Открытая и яркая Таврида

    27.03.2023
  • Приняли вызовы времени

    20.04.2022
  • Мальчик из библиотеки

    16.02.2022
  • Путешествие в текст

    15.12.2021
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
  • Жизнь с перерывом на стихи

    43 голосов
  • Удел писателей везде одинаков

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS