Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2020 г.
  4. № 34 (6749) (26.08.2020)
Телеведение

Отличный старт

Лента Саши Франк «Он+она» – про любовь на самом деле

26 августа 2020
Мама (Рената Пиотровски) и сын (Владимир Сериков)

Да, первый полнометражный фильм выпускницы ВГИКа – про любовь, в отличие от многих, где это слово есть в названии. Он очень отличается и от тех дебютных кинокартин, что по­падают на фестивали, а потом в поле нашего зрения. Можно сказать, он – мимо фестивального тренда, в котором обязательно должны быть (во всяком, случае до недавнего времени были) дикая, беспросветная «рашка» с грязью, наркотиками, сексуальными вывертами и матом (вспомним хотя бы, с чего начинала Валерия Гай Германика). «Он+она» – не о харассменте, семейном насилии или тяжёлой доле проституток, а о том, что множество обыкновенных людей волнует на самом деле. О том, как складываются (или не складываются) отношения между ними, их близкими, родителями и детьми…

 Фильм необычно построен, он состоит из пяти новелл, очень разных по содержанию, стилистике и даже жанру, они соединены чёрно-белой лентой кратких «исповедей» действующих лиц, исполнителей ролей и многих деятелей киномира (среди которых есть очень известные), в новеллах не занятых. Эта «скотч-лента» создаёт атмосферу искренности, доверия и так хороша, что могла бы стать отдельным произведением документального кино – настолько интересно и необычно проявили себя участвующие в ней Ольга Арнтгольц, Екатерина Редникова, Алёна Хмельницкая, Алиса Хазанова, Ия Нинидзе, Теона Дольникова, Андрей Мерзликин, Иван Янковский, Николай Фоменко, Алексей Агранович и многие-многие другие). Вообще, в фильме – изначально удивительная удача – замечательный актёрский ансамбль: в нём и талантливые молодые артисты, и уже всем известные мастера, и культовые ещё с советских времён кинофигуры. Как дебютантка смогла привлечь в свой проект столько замечательных и знаменитых людей?

В первой новелле обычная ситуация: отмечается день рождения хозяйки дома (Екатерина Шпица), у которой есть претензии к мужу (Павел Деревянко): он очень занят на работе, всё время опаздывает, недостаточно чуток, не догадывается сделать правильный подарок и раздражает ещё тем, что обожает майонез. За столом – родственники-гости, среди которых мудрый дед в исполнении блистательного актёра Малого театра Василия Бочкарёва, мать (Лариса Бравицкая), подруга (Наталья Чумбуридзе) и её хамоватый муж (в крохотном эпизоде ярок и точен ­Сергей Бурунов). Происходящие события (ссора и примирение любящих друг друга людей), повторяю, очень обыкновенные, необыкновенно внимание режиссёра к персонажам. Сейчас в сериальном потоке на эпизодах особенно не заморачиваются, здесь же всех успеваешь не только разглядеть, но даже полюбить – они важны, у каждого есть характер, мировоззрение; значительно каждое произнесённое ими слово и непроизнесённое – и молчание, и поднятая бровь, и опущенные глаза – как мы от этих подробностей отвыкли! Отвыкли от внимания к человеку, привыкли к людям-функциям.

Во второй новелле ночную ссору мамы (отличная работа Ренаты Пиотровски) и папы (в этой роли правдив и точен Анатолий Руденко) наблюдает проснувшийся сынишка. Возможный разрыв родителей он воспринимает как трагедию, для него в прямом смысле рушится мир (оператором Андреем Найдёновым найден яркий неожиданный образ этого крушения), и, когда его на следующий день привозят в садик, он начинает рушить всё вокруг себя, то есть трагедия мультиплицируется. Да, здесь тоже вроде простая мысль: неумение родителей договариваться, неспособность простить могут привести к тому, что ребёнок будет так душевно травмирован, что потом уже в своей семейной жизни обязательно повторит ошибки родителей. И эта простая история очень трогает, задевает.

Третья, так и хочется сказать вставная, новелла совсем другая – ироничная, пародийная, она – о любовных приключениях в российской глубинке французского профессора Лео (Алексис Жило), специалиста по Достоевскому. Он увлекается эффектной библиотекаршей Настей (Юлия Топольницкая), но жених Насти Парфён, которого играет Сергей Бондарчук (внук великого режиссёра), властно заявляет о своём праве – драка, скандал, в который вмешивается подруга Насти Аглая (Александра Кузенкина), а тут ещё возникает таинственная соседка (Мария Кнушевицкая). Кого выберет Настя в этом комедийном бурлеске? Разумеется, того, кого любит на самом деле.

Особенно понравилась четвёртая новелла, где замечательная актриса театра Фоменко Галина Тюнина играет женщину давно и безнадёжно одинокую. И тут тоже всё вроде просто, но простота на этот раз классическая, пушкинская – ничего лишнего, а то, что мы видим, многозначно и поэтично. Героиня, которая наглухо заперлась в своём одиночестве, на автостоянке случайно сталкивается с немолодым, тоже, как видно, одиноким мужчиной (его играет артист МХАТ имени Горького Валентин Клементьев). Он помогает ей разобраться в недоразумении с машиной, завязывается поначалу колючий диалог, и, кажется, невозможен выход героини из её кокона, но вдруг что-то происходит, и… и зритель понимает, что произошла та самая единственная, долгожданная встреча, герои наконец нашли друг друга. Великолепен финальный кадр, снятый с большой высоты, в котором мы видим, как в шоссейном потоке выделяются две красные машины одной марки, связанные тросом.

Заключительная новелла – многофигурная, место действия – Дом для престарелых, в котором кипят молодые любовные страсти. За сердце именитой, когда-то страшно популярной актрисы (её играет Ольга Науменко – незабвенная Галя из «Иронии судьбы») сражаются, совершая мальчишеские поступки, два старика-кавалера (замечательные Геннадий Сайфулин и Евгений Стеблов). Предмет их любви может передвигаться только на инвалидной коляске, да и им под восемьдесят, но любовная битва становится событием для всех, в неё вовлечено даже хлопотливое начальство Дома (Владимир Капустин и Яна Павловская). Это история не о том, что любви все возрасты покорны, а о том, что любовь сильнее смерти. Да, это, может быть, немного сентиментально, наивно, не модно, но то, что об этом снимает фильм молодой режиссёр, почему-то очень радует. Как и то, что так много великолепных артистов с радостью согласились участвовать в таком фильме.

24-Онаон.jpg

Ольга Науменко, Евгений Стеблов и Геннадий Сайфулин


Я очень рад, что он ко мне попал. Но это случайность, его в прокате нет, а на фестивали пробиваются совсем другие дебютанты, и мы о них не раз писали (чаще без особого восхищения), но я не сомневаюсь, что лента Александры Руслановой (позволю себе назвать настоящее имя режиссёра) вызовет большой интерес и у коллег, и у широкой аудитории.

 

Тэги: Александр Кондрашов Дебют Любовь
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS