В указе о национальных целях развития России до 2030 года ставится, в частности, задача не просто войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования, но и сформировать действенную систему выявления и развития талантов. Сразу скажу: при большой доле платного высшего образования и ЕГЭ это в обозримом будущем невыполнимо!
Если проанализировать исследования «Education Index 2018», в котором каждой стране присваивался индекс развития начального, среднего и высшего образования, то результаты для России будут неутешительными. Там в объективный расчёт берётся уровень грамотности, количество школ и вузов, качество получаемого образования, профессионализм преподавателей и многое другое. Индекс варьируется от 0 до 1, причём развитые страны должны иметь 0,8 и выше.
Лидером рейтинга уже долгие годы заслуженно является Германия (0,940), где полностью бесплатное высшее образование. Австралия на 2-м месте (0,929), Дания – на 3-м (0,920). Беларусь (0,838) и Россия (0,832) имеют хорошие показатели и находятся в рейтинге на 30-м и 32-м месте соответственно. У Украины, где разрушается образование языковым законом, – пока 44-е место (0,794). У богатейших Объединённых Арабских Эмиратов – 65-е (так что деньги – ещё не всё!).
Сомневаюсь, что провинциальная Литва и хуторская Эстония, ждущие подачек от ЕС, тянут на место в двадцатке. А вот стабильно высокому месту Норвегии верю: её образовательная система и школьного, и высшего образования почти полностью финансируется из нефтяного бюджета. Всего в небольшой северной стране 8 полноценных университетов. Даже обучение иностранных студентов финансируется из национального бюджета. А наши нефтяные доходы уплывают в офшоры! Поэтому нам не обогнать даже Чехию, где высшее образование в государственных вузах тоже стало бесплатным.
У нас, помимо большой доли платных курсов, есть ещё одна очень серьёзная проблема: принципиально губительная система оценок в школе. Многострадальный ЕГЭ-2020, который несколько раз переносили из-за COVID-19, показал, что он крайне несовершенен и не является решающим критерием знаний учеников. Подготовиться к традиционному экзамену, провести его небольшими группами – было бы и лучше, и безопаснее, и плодотворнее, но уже разрушены традиции, утрачены методики, потеряны кадры. И экзамен прошёл в этом тестовом формате, с сомнительными итогами и громкими скандалами.
Сначала затрещала информатика, затем химия, сложность задач которой довела школьников до истерики, потом из экзаменационных бланков по русскому языку у многих выпускников почему-то исчезли ответы на 26-е задание. Отдельные ляпы – просто просчёты чиновников от образования, но главная беда всё же в другом: многие знания, особенно по гуманитарным, мировоззренческим предметам просто невозможно внедрить через подготовку к ЕГЭ и проверить через ЕГЭ. Его принципиально нельзя усовершенствовать по самой сути.
Вот задание по классическому стихотворению 16-летнего Михаила Лермонтова:
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (ЗАЧЕМ язык уродовать приучать со школы? – А.Б.)
10. Укажите род литературы, к которому относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий».
11. Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых гласных звуков в стихотворной строке («Стоял просящий подаянья»; «От глада, жажды и страданья»)?
12. Как называется созвучие концов стихотворных строк (любви – мои; тоскою – тобою и т.п.)?
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении:
1) риторический вопрос;
2) эпитет;
3) инверсия;
4) анафора;
5) гипербола.
14. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» (без указания количества стоп).
Ваше имя:
Моё имя – Бобров, который как поэт и профессор кафедры заявляет, что это образец убийства поэзии, смысла преподавания литературы. Начиная от ничтожности и неточности задания – аллитерация в этом стихотворении как раз почти никакая, рифмы слабые, а выразительных средств не 3, а 4. Но это всё – частности. Главное, что школьник, готовясь к такому тупому ЕГЭ, не узнает, что Лермонтова ещё подростком провезли по главным монастырям Московии, открывая ему глаза на духовную культуру и историю (ведь монастыри были крепостями!), что Миша был наблюдательным, сострадающим подростком. Стихотворение «Нищий» Лермонтов написал после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодёжи. Он посвятил его Екатерине Сушковой, в которую был страстно влюблён. Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущён этим поступком, что юная особа сразу же утратила в его глазах всю привлекательность. Современники утверждали, что всё так и было. Сама Сушкова в записках категорически отрицала этот неприглядный факт в своей биографии. Но, как бы там ни было, школьники при подготовке к такому плоскому ЕГЭ не узнают вообще ничего по сути.
Ну и что, что написано ямбом? Кстати, не классическим: предпоследняя строка «Так чувства лучшие мои» должна читаться со смысловым ударением на первом слоге, что противоречит ямбу, но вполне согласуется с чиновничьим примитивизмом задания. С внедрённым общим губительным подходом, который надо принципиально менять! И так образование стоит при финансировании с протянутой рукой, а тут ещё камень ЕГЭ – в руку!